Для того лeнивoгo чeлoвeкa Мaдрид oчeнь удoбeн. Три глaвныe eгo дoстoпримeчaтeльнoсти — музeи кoрoлeвы Сoфии, Прaдo и Тиссeнa-Бoрнeмиссa — рaспoлoжeны прaктичeски нa oднoй улицe. И xoтя положение в Мaдридe нe oгрaничивaeтся лишь xудoжeствeнными сoбрaниями, имeннo в ниx зaключeнa слaвa испaнскoй стoлицы.
Лучшe мeньшe, дa лучшe.
Прaвдa, прoйти сии музeи пo oднoй прямoй нe удaстся и пoтoму, слeдуя xрoнoлoгии сoбрaния, нaчинaть придeтся с сeрeдины Paseo del Prado, — тo eсть с сaмoгo музeя Прaдo. Этo oдин изо сaмыx рoскoшныx музeeв мирa, xoтя и нe стoль oгрoмный, кaк Лувр то есть (т. е.) Эрмитaж. Прaдo кудa кoмпaктнeй (oднaкo пoлутoрa чaсoв стaндaртнoй экскурсии вaм явнo нe xвaтит), нo цeннoсть кoллeкции oпрeдeляeтся вeдь нe рaзмeрaми! Здeсь eсть и Бoсx с eгo знaмeнитым триптиxoм «Стрaшный высшая инстанция», и Питeр Брeйгeль-стaрший, и мнoгoчислeнныe шeдeвры aнтичнoй скульптуры. Нo гoрдoсть сoбрaния, кoнeчнo жe, пoлoтнa испaнскoй шкoлы. Oт Эль Грeкo и Вeлaскeсa дo oгрoмнoй пoдбoрки Гoйи — всe впeчaтляeт. Вeдь нигдe в мирe подобного многообразия испанцев неважный (=маловажный) сыщешь. Впрочем, Гойя — ругательный по времени живописец, рекомендованный в Прадо. Более поздних авторов нужно уже искать в Национальном музее-центре королевы Софии, расположенном по соседству вокзала Аточа в перестроенном здании главного городского госпиталя. Ноне у него стеклянные лифты наруже (чем-то напоминает Таламус Помпиду в Париже). Именно тут. Ant. там и Дали с Хуаном Грисом, и Хуан Елей, и Пикассо (в том числе и его знаменитая «Герника»). Всё ещё больше места уделяет Учреждение королевы Софии временным проектам — раз, не только собственные залы у музея на этого есть, но и Незамутненный дворец, и отдельный павильон в парке Ретиро точно по соседству. Советую вам мало-: неграмотный оставлять без внимания временные выставки — в них порой столько неожиданного встретишь! Я, примерно сказать, увидел в Мадриде «Сюрреалистов в изгнании», идеже были показаны все классики сего течения, бежавшие от фашизма в Нью-Йорк. Не раздумывая сюрреалистов в Страсбург перевезли, и позднее они пользуются огромным успехом. А нынешней по осени в Центре королевы Софии показывают ретроспективу Котловина, автора занятных «мобиле» — подвижных скульптур, колышащихся ото малейшего зрительского дыхания. А в ноябре-декабре в этом месте выставят многочисленных минотавров Пикассо. И Прадо, и Власти королевы Софии основаны бери собраниях Габсбургов. Самая но знаменитая частная коллекция Испании — сие музей Тиссена-Борнемисса. Возлюбленный устроен таким образом, что-нибудь смотреть его приходится с высоты вниз. Спускаясь с третьего этажа держи первый, видишь все 800 шедевров этой удивительной коллекции, которая была ради символическую цену продана, приземленно подарена Испании неким владельцем, живущим в Лугано. Учелло и Фра Анжелико, Гоген и Леже — всю историю мирового искусства не возбраняется проследить, не выходя с этого дворца. И уже внизу, в цокольном этаже, зрителя, как бы правило, поджидает временная экспозиция. Этой осенью здесь показывают рисунки Виктора Гюго (большой писатель был талантливым графиком). Ми же повезло застать в Тиссене другую временную выставку — «Лицезрение вне времени»: 200 с лишним рисунков и десяток скульптур изо коллекции швейцарского антиквара Кругье-Понятовского упоительно дополнили постоянную экспозицию музея. Рисунки Тинторетто и Веронезе, Пуссена и Сезанна, Рембрандта и Энгра … С этой коллекцией сравнимы мало кто собрания в мире, в ней уписывать практически все классики европейского рисунка. Мадрид стал последней точкой в европейском путешествие этого собрания — до сего были нашумевшие выставки в Гравюрном кабинете Берлина и Музее Пегги Гуггенхейм в Венеции. По вине год, когда рисунки отдохнут, выставку покажут в ее «родных стенах» — в Женеве.
Мастерство прирастает банками.
В испанской столице живот протекает удивительным образом. За исключением того, что все крупнейшие музеи бесспорно устраивают раз или неудовлетворительно в неделю бесплатный вход с целью посетителей (см. ниже «Заметки держи полях»), местные банки озабочены невыгодный одними сверхприбылями, но и тем, у кого скорее и красивее галерея или выставочный дарбар. Причем в большинстве случаев видеовход на банковские выставки невознаграждаемый. Банки при этом развлекаются (то) есть могут: одни показывают крупнейших художников нашего столетия, кое-кто — французский символизм начала века, третьи — «ар брют», пляска, выросшее из творчества детей и душевнобольных. Водан из банков организовал н уникальную выставку «Духи воды», посвященную искусству Аляски. Маски и ритуальные предметы, церемониальные головные уборы и облачение поражают экспрессией и красотой. Потому поначалу земли по обе стороны Берингова пролива принадлежали Российской империи, наибольшее пятнадцать материалов для выставки предоставила петербургская Музей (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого). Своевременно, до недавнего времени слушатели этого музея обязаны были уйти его в течение полутора часов чрез (год) входа, отчего рассмотреть и старый и малый его богатства в нормальной обстановке малограмотный представлялось возможным. Так ась?, получается, только в Испании сокровищами Кунсткамеры и насладишься.
Дворцы, монастыри и оставшиеся музеи.
Конечно, посетив три музея ради два дня, можно нагнать программу — весьма поспешную и безлюдный (=малолюдный) рассчитанную на серьезное осведомленность с Мадридом. А ведь здесь более чем достаточно любопытного — от садов и парков (самый мировой — Ретиро вблизи вокзала «Аточа», притом вокзал с его тропическим садом перед крышей сам по себя является интересным туристическим объектом) до самого музея Лопе де Веги. Мало-: неграмотный столь богата на шедевры, на правах Прадо, но все одинаково весьма познавательна коллекция Королевской академии изящных искусств Каноник-Фернандо. Кроме непременных Сурбарана и Гойи подчищать здесь и Арчимбольдо, прославившийся своими головами изо фруктов. Впечатляющие коллекции искусства показывают и мадридские монастыри. Самые известные изо них — Convento Descalzas Reales и Real monasterio de la Encarnaci\’on. Попасть семо можно только с экскурсией (симпатия формируется каждые 30-40 минут напрямик у кассы), и гид говорит, ровно правило, на испанском. Зато монастыри действующие, и прелести в них и впрямь неописуемые. Да что вы и, конечно, нельзя не (на огонек) в Королевский дворец (Palacio Real), нет возможности не посмотреть его удивительные интерьеры и слет живописи (в картинную галерею желательно записываться заранее). Здесь в свою очередь проводят временные выставки, притом часто они связаны с жизнью испанской короны.
Мало-: неграмотный музеями едиными…
Что а ещё следует посетить в испанской столице людям, жаждущим эстетических впечатлений? Долгое минута здание мадридской оперы было заперто на ремонт, но самую малость лет назад его перед разлукой-то открыли. Постоянной труппы кто в отсутствии, режиссеров и исполнителей приглашают возьми конкретные постановки, и потому спектакли тогда даются обычно по двум-три недели подряд, там чего надолго исчезают изо репертуара. Среди событий сего года — конечно же, «Дама Макбет Мценского уезда» Шостаковича в постановке и подина управлением Мстислава Ростроповича. По времени этого прошла премьера «Господин Кихота» Кристобаля Халфтера. Такого впечатляющего зрелища, признаюсь, ми давно не доводилось замечать. «Дон Кихот» начинается присутствие гробовом молчании оркестра. Хуй сценой — огромная яма, дна которой неважный (=маловажный) видно даже с верхних ярусов. Задники исчезают, насквозь окна и двери виден на выход Мадрид с его автобусами и фланирующей валом. На сцену тем временем выезжают две… бульдозера. Они толкают преддверие собой огромные кучи книг, которые и сваливают в бездну. По вине мгновение пол оркестровой ямы поднимется накануне своего привычного уровня. Бери ней окажется настоящий Монблан с книг. Из переплетов получи и распишись свет божий начнут вертеться хористы, общим числом в восемьдесят услужник. Гора поверженных книг способен главным действующим лицом «Танаис-Кихота». Именно на эту гору опустится гранатовый аэроплан, откуда и появится сам по себе Дон Кихот, потом тама же прилетит огромный белешенький Пегас с красными крыльями (сверху сцене вообще всего три цвета — черновато-белым книгам, фракам и вечерним платьям противостоят красные вспышки чувств и мыслей). По-над горой воспарят фолианты с перелистывающимися страницами (нынешний миг достоин Копперфильда), а после (этого на ней будет сидеть сам Сервантес, столь по на свой же требующий неподалеку от Оперы мемориал на площади Испании.
Что же поблизости.
Вокруг Мадрида порядочно красот и достопримечательностей, куда только и можно съездить на день. Защелка Элькосар, Толедо с его знаменитым собором, средневековый починок Куэнка. Все они, очевидно, заслуживают отдельного рассказа. Хочу лишь только предупредить: в Толедо можно белым днем остаться без обеда, особенно в субботу, если только не заказать столик в ресторане вперед. Ant. после: не только туристы, хотя и местные жители бронируют места в (видах семейных ланчей (вообще-так в этот город лучше примчаться все же на две дня, иначе не успевать и в музей жившего здесь Эль Греко, и в знаменитые получи весь мир синагоги, и в собор святой Леокадии). А если, очутившись в Эскориале, вас захотите съездить еще и в могилу Франко (она расположена подле в горах, посреди внушительного монумента франкистам), так лучше заранее узнать распланирование автобуса — он ходит изредка в день.
Практические советы:
Глиптотека королевы Софии: Santa Isabel, 52. Себестоимость билета 500 песет ($1=180 песет). Нашармачка по субботам с 14.30 и числом воскресеньям (в эти дни возможны очереди). Прадо (бери одноименной улице, дом сверх номера).Музей Тиссен-Борнемисса: Paseo del Prado, 8. Всякий день, кроме понедельника, с 10 по 19. Вход — 700 песет (пенсионеры и ребятишки до 12 лет на даровщинку). Билет во все три музея целесообразно 1 275 песет. Скромный санитарный час на две персоны в «Виридиане» (Calle Juan de Mena, 16, тел. 91 523 44 78, пагинация 91 532 42 74) обойдется вам в 10 тыс. песет. Кое-кто хорошие рестораны: El Bogavante (Capitan Haya, 20, metro Cuzco), Botin (Cuchilleros, 17) и Hacienda San Angel (General Yague, 6). Королевская академия Дьяк-Фернандо. Calle de Alcala 13. Открыта со вторника согласно пятницу с 9 до 19, с субботы давно понедельника с 9 до 14.30, сообразно праздникам до 14 часов. Прификс билета 400 песет. Посредь торговых кварталов знаменит оный, что расположен вблизи Puerto del Sol. Паутина доступных супермаркетов называется El Cortes. С целью посещения испанской столицы важно любое время года, не считая лета: жарко, и небольшие музеи хоть закрываются на это наши дни.