…Кaир. Oн пoрaжaeт срaзу жe. Oгрoмный мeгaпoлис, сaмый бoльшoй гoрoд Aфрики и Ближнeгo Вoстoкa, гoрoд тысячи минaрeтoв. Однако этo прaвдa. Кaир (имeнннo сaм гoрoд) прoизвёл нa мeня сaмoe сильнoe впeчaтлeниe в этoй пoeздкe в Eгипeт. Aвтoбус eдeт пo Кaиру — килoмeтры улиц, тысячи дoмoв, миллиoны людeй, сoтни oчeнь крaсивыx мeчeтeй. Нeкoтoрыe минaрeты oчeнь высoкиe (я, пoжaлуй, и нe видeл вышe здaний в свoeй жизни). Oкoлo чaсa ты да я exaли пo улицaм, мoстaм и виaдукaм… Движeниe дoстaтoчнo oживлённoe, нo нe тaкoe нeoргaнизoвaннoe, кaк мнoгиe oтмeчaют в свoиx oтчётax o путeшeствияx. Дa, язык вoждeния oчeнь мнoгиx мнe пoкaзaлся дoстaтoчнo рискoвaнным, нo в мeру. У нaс нa улицax тoжe xвaтaeт пoдoбныx шумaxeрoв…
Плoщaдь Эль-Тaxрир — Кaирский Eгипeтский нaциoнaльный музeй. Нaс быстрo высaживaют изо aвтoбусa и oн oтъeзжaeт — стoянкa здесь зaпрeщeнa. Гид, кoтoрый пoдсeл к нaм немного рaнee, прeдупрeждaeт o прaвилax пoвeдeния в музee. Видeo и фoтoсъёмкa — нeльзя, рукaми ничeгo нe трoгaть, туaлeт мeжду пeрвым и втoрым этaжoм. Пoпрoсил oстaвить видeo, фoтoкaмeры и сумки в автобусе, так чтоб не терять время в очереди в камеру хранения. Не хуже кого я пожалел, что его послушал. Очереди неважнецкий, камера хранения бесплатная, а по внешнему виду музея тоже есть зачем поснимать. Двойной кордон проверок — нате воротах музея металлоискатель и ящик для сумок. Плюс охранники с ручными металлоискателями. А, нескованно у входа в само здание музея кроме рамки металлоискателей, телевизор и вкусовой досмотр — мужчин досматривают мужской пол, женщин — женщины. Все хозяйство, которые были со мной, заставили прохватить через телевизор (телефон, чикфайер, сигареты). Осматривают профессионально, не в пример не надо не залезают, идеже надо пощупают.
Немного слов о гиде. Назвался Возвышенный Баба, египтянин, по-русски говорит беспредельно хорошо, на вид полет 40 (как потом выяснилось чуть-чуть за 30 — жаркое африканское дневное) светило и неиссякаемый поток русских туристок делают своё чёрное профессия). Достаточно образованный, очень занимательно рассказывает, живо общается и шутит. Русских в нашем автобусе было героев 20. Под русскими я понимаю 19 украинцев и одного меня. Вдобавок эти 19 русских дупелину обижались, когда их называли русскими (сверху гида в основном — «русские, следовать мной», «русская блок, встречаемся там-то»), в толк они гордо заявляли (точно по-русски естественно) «мы — украинцы !!! автор этих строк — не русские.»
Весь сказание нашего гида был построен с моим участием. В оный день на мне была надета рубашка с картой Египта (точнее Нила) с обозначением древних городов и развалин, (вследствие Гид попросил меня послать к чертовой бабушке мой пупок всем для обозрение и тыкал в разные места, рассказывая о Луксоре, Фивах, Мемфисе, пирамидах, Древнем и Новом царстве. Верхнее царствие располагалось как раз бери моём пузе, а Нижнее сверху груди. Народ, по началу удивлялся, ухмылялся и шутил, же потом привык. Мне сие даже и понравилось — всегда целое видно и слышно, что говорит и показывает вожак.
По музею туристы перемещаются небольшими группами умереть и не встать главе с гидами. Все народы и языки… Притом гиды соблюдают строгую очерёдность присутствие прохождении групп между знаковыми экспонатами. Нет-нет наш Али Баба поуже заканчивал рассказ про очередного фараона и ждал (10-20 секунд) доколе освободиться место у другой статуи. А даже если пауза сильно затягивалась, ведь он делал знак чужому гиду и оный освобождал место. Иногда и ему подавались знаки сократить место и он быстренько заканчивал случающийся рассказ и мы двигались ужотко. А пару раз он просил всю группу без оглядки перейти к какому-то экспонату, вследствие того что там было свободное место.
Отсутствие фотоаппаратов нисколько никак не смущало народ — большинство снимали (часть даже со вспышкой) возьми камеры мобильных телефонов. Тогда я впервые пожалел, что у меня устаревшая лекало мобильника, хотя всегда во всех отношениях говорил «а на фига ми эта камера. я не гонюсь вслед за модой и т.п.»
Рассказ нашего гида ми очень понравился, мне, истинно и всем остальным было более чем интересно (к тому же мелк не отвлекается на фотосъемку, а потому слушал народ гида ужас внимательно). Узнал много нового изо истории Древнего Египта — оборона династии, фараонов, родственные взаимоотношения, отравления, инцесты, убийства, политические и религиозные козни, 4-х распутных царицах (фараоншах) Египта и в) такой степени далее до бесконечности — аминь запомнить и рассказать абсолютно нет возможности.
Понравились советы гида вдоль самостоятельному осмотру древностей — отчего означают иероглифы, как отличить статуи фараонов с других (корона, борода, трость, кобра) и т.п. Удивили древние папирусы, кой-какие шириной во всю стену, развешанные по прямой около туалетов.
Но САМОЕ сильное действие произвели на меня богатства Тут Анх Амона. Сии вещи были найдены в по щучьему велени оставшейся неразграбленной (за 3 тысячи полет) гробнице и являются, пожалуй, самыми ценными экспонатами музея. Да что вы, уж точно самыми охраняемыми … Им отведён погоды не делает зал, на входе и выходе металлоискатель и охранники, запрещена любая снимание и пронос работающих мобильных телефонов (порядочно просто отключить). Нам нате осмотр гидом было отпущено 20 минут. Сего вполне достаточно для осмотра, однако уходить от этого великолепия отнюдь не хочется. Чувствуется всё-таки какое-ведь притяжение этих вещей. Признаюсь, который до входа в эту комнату, я мало-: неграмотный знал что там достаточно.
Конечно же, я видел и золотую маску На) этом месте Анх Амона и его муха в учебниках истории и т.п., но отнюдь не ожидал что увижу а там именно это. Первое, словно бросается в глаза при входе в зальчик, это золотая посмертная машкера Тут Анх Амона. Возлюбленная помещена в специальный стеклянный драка, а вокруг него стоят ещё раз и ограничители в виде натянутых шнуров. Я не я буду еще и под сигнализацией. Кругом маски хороводом ходят человек и внимательно её разглядывают, стараясь запечатлеть сей образ в своей памяти. Я в свой черед пристроился к этой очереди и два раза обошёл вокруг маски. Чистое поталь и драгоценные каменья сразу шокируют (в хорошем смысле сего слова). Приглядевшись получше, начинаешь подмечать нюансы — слева на виске вымолотки какого-то механического воздействия (помятости). У фараона в мочке левого ушица заметная дыра — сантиметра 2 в диаметре. Было ли сие изначально или её сделали дальше для меня загадка. Размеры маски небольшие — сверху мою голову она бы маловыгодный налезла.
Рядом с маской двум золотых саркофага — один Шелковица Анх Амона, а другой какого-так другого фараона (запамятовал). Сие второе моё потрясение — огромадные массивные золотые гробы, круглым счетом сказать. Столько золота разом я не видел никогда, ладно и не увижу, наверное, сильнее нигде !!! Саркофаги украшены резьбой, драгоценными камнями и разноцветной эмалью. В целом, могу спрыснуть, что рисунок сделан вроде-то небрежно, немного дубово что ли… Уж на что молодец есть у вас если учесть, что делали их паче трёх тысяч лет взад … Оба саркофага в некоторых местах обширно повреждены — сказывается дикость некоторых археологов конца 19 века — азы 20-го. А может красоваться расхитители гробниц постарались…
Соответственно стенам зала стоят витрины с другими сокровищами с гробницы. В основном здесь понты, жезлы, всякие сосуды и инструменты. Есть смысл посмотреть, но особого впечатления неважный (=маловажный) производят (после вышеописанного). Вдругорядь отмечу какое-то недоработка украшений. Сейчас, по-моему, дамские прикрасы делают гораздо красивее… Пускай бы — три тысячи лет вспять, да и еще хранились в земле…
Под стать, забыл сказать про характерный микроклимат в зале. Определённая ликвидус, влажность и освещение, гораздо отличающиеся с всего остального музея. Обошел маску до этого времени раз, окинул всё сие великолепие взглядом на разлука и пошел к выходу…
Гид с нами в фойе Тут Анх Амона вследствие этого-то не пошел, хотя трудностей по поводу опознавания экспонатов невыгодный ощущалось. Около каждой скарб находится табличка, где указаны точно по-английски и по-арабски почто это и стоит некий закидон (код) экспоната, наверное, в целях указания в путеводителях по музею. Вдобавок такие же таблички были замечены мной у каждого экспоната в всём музее.
Около выхода изо зала Тут Анх Амона стоят огромные деревянные позолоченные ковчеги. Сие такие огромные ящики, которые вкладывались Вотан в один, а внутри самого маленького сейчас находился сам саркофаг с мумией Шелковичное) дерево Анх Амона. Достоин внимания яичный трон (в виде стула) (в Анх Амона (он выставлен туточки же, около ковчегов) и постель, на которой спал экий-то из фараонов. Станок деревянная, позолоченная, небольших размеров — ради современных людей она, надо думать, была бы мала.
Чичероне еще немного поводил нас объединение второму этажу и объявил свободное хронос. Встреча была назначена нет слов дворе у фонтана минут черезо 40-45. Хожу… Осматриваюсь… Без (слов (дальних — мумии, десятки мумий. Относительно них-то я совсем забыл с сим Тут Анх Амоном. Мумии лежат повдоль стен в специальных таких шкафах. Чай, чтобы они не портились ото окружающего их воздуха и туристов. Рассматриваю мумию невдалеке — ничего особенного (ну быстро точно не такие, которые показывают в фильмах). Худой похожа на что-ведь, обмотанное марлей или бинтами, замоченными в цементном растворе. В общем, мумии меня никак не впечатлили.
Позже (из всемирная паутина-форума) я узнал о наличии в музее отдельного зала, идеже выставлены наиболее ценные мумии, в основном фараонов и цариц. Сени в этот зал за отдельную плату (и невыгодный маленькую). Жаль, но слушание этого зала мумий безлюдный (=малолюдный) входило в план нашей экскурсии. Еле-е поодаль замечаю около какой-либо-то статуи четырёх арабских девочек, которые сидят нате полу прямо перед экспонатом и рисуют его в своих альбомах. Прошел мимо — посмотрел рисунки. «Хэлло — здравствуй — вери найс.» Заулыбались и засмущались …
Сухота на выход. Постоял для балконе второго этажа, отнюдуже открывается замечательная панорама получай весь музей — туристы, гиды, статуи… звучит, мать вашу !!!
Спускаюсь, почти выхода стоит пара античных статуй — (малую задержался посмотреть. Далее официальная универмаг с сувенирами, путеводителями и видеофильмами о музее и о Древнем Египте. Демос толпится, я даже приценяться отнюдь не стал, ибо знаю в чем дело? жутко дорого. На улице всей душой и людно.
Утомленные экскурсией туристы сидят неуклонно на бордюрах, немногочисленные места в тени жиденьких пальм обособленно популярны. Во дворе музея вот и все стоят несколько статуй и обелисков. Народность фотографируется на их фоне. Ми больше приглянулось само библиотека музея, постройки конца 19 века. Объединение словам гида, в ближайшие годы глиптотека будет переезжать в Гизу в поле пирамид. В этом здании древностям сделано становится тесновато.
Как как на беду, что не взял с внешне камеру — столько красивых ракурсов округ (ситуация как в Небесном капитане. Тихо собирается группа, обсуждает увиденное и услышанное. Пришел свой Али Баба — общаемся в отвлеченные темы. Автобус, немножко задержавшись, подкатывает к воротам музея. Я стрелой бегу в автобус за фотоаппаратом, тех) пор (пока(мест) украинцы и чехи загружаются делаю небольшую толику снимков из-за ограды. В сарай вскочил уже на поторапливайтесь. Всё, теперь обедать — и к пирамидам…