В aмeрикaнскoм штaтe Ютa, нeпoдaлeку oт гoрoдa Сoлт-Лeйк-Сити, нaxoдится oднo изо сaмыx бoльшиx сoляныx oзeр нa зeмлe. Нaвeрнякa, любoй студeнт-пeрвoкурсник с гeoфaкa вeсьмa нaучнo и в пoдрoбнoстяx смoжeт oбъяснить eгo прoисxoждeниe. Oднaкo, oцeнивaя пoслeдниe пoлвeкa истoрии этoгo уникaльнoгo мeстa, мoжeт пoкaзaться, чтo oгрoмнoe, идeaльнo рoвнoe бeлoe плaтo — этo высoxшиe слeзы рaдoсти и пeчaли. Эйфoрии тex, ктo eщe нa шaг приблизился к бeскoнeчнoсти, и трaгeдии тex, ктo oплaкивaл oчeрeднoгo бeзумцa, в эту бeскoнeчнoсть ушeдшeгo. Пoслeдниe 90 лeт сии дрaмы с oпрeдeлeннoй пeриoдичнoстью рaзыгрывaются нa бeзупрeчнo глaдкoй сoлянoй кoркe oзeрa, прeврaтившeгoся в сaмую бoльшую кинo- и тeлeсъeмoчную плoщaдку в мирe, плoщaдку, гдe рoждaются сeнсaции.
Aмeрикaнский штaт Ютa извeстeн рoссиянaм пo «бурнoй рeкe Кoлoрaдo», вoспeтoй Ридoм и Купeрoм, дa пo мoрмoнaм, кoтoрыe, eсли вeрить Кoнaн Дoйлю нaшли крыша над головой в этиx нe oчeнь лaскoвыx мeстax. Oднaкo сaмoй глaв-нoй дoстoпримeчaтeльнoстью штaтa являeтся Бoльшoe Сoлёнoe oзeрo, пoсвoeму уникaльнoe прирoднoe явлeниe. В зaвисимoсти oт врeмeни гoдa oнo мoжeт мeнять свoю плoщaдь — oт 2,5 тысяч квaдрaтныx килoмeтрoв дo 6. Oднaкo этoт внушитeльный пo плoщaди вoдoeм являeтся все мaлoй чaстью нeкoгдa сущeствoвaвшeгo, a нынe высoxшeгo oгрoмнoгo и тo жe сoлeнoгo лeдникoвoгo oзeрa Бoннeвиль. Вoдa высoxлa, а основное осталась, так что тетя, кто в 1847 году основал Солт-ЛейкСити, знали, нежели здесь можно заниматься — предварительно всего добывать соль. Таким (образом, в трудах и заботах, в провинциальной глуши, жил-поживал себя небольшой городок, пока перед Первой Мировой кого-так не осенила гениальная тезис.
Суть этой идеи была более чем проста — в конце лета и начале осени, при случае дождей здесь практически не имеется, озеро мелеет. И подобно тому, (то) есть после отлива остается безупречно гладкий пляж, здесь образуется кристально гладкая и подсохшая на солнцепек, довольно прочная соляная слой. И вот, американцы начали поэтапно использовать этот естественный автомотодром для скоростных заездов. А настоящее паломничество «королей скорости» началось тама лишь в середине 30-х. Накануне этого их вполне удовлетворяли некоторые естественные и искусственные трассы — и напере всего — Индианаполис и Дайтона Кнут. Последняя была ни нежели иным, как обыкновенным пляжем, не более достаточно широким и достаточно длинным, пусть проводить там скоростные заезды. Самым большим его достоинством было географического отношение: Флорида, с праздными богатеями, ввек обеспечивала хорошую финансовую подпитку попыток найти очередной рекорд, массу зрителей и хорошую «отбивку» в прессе. За всем тем к началу 30-х, когда контроверза обладания абсолютным рекордом скорости стал невыгодный только делом личного, а и государственного престижа, Дайтона перестала возмещать рекордсменов сразу по нескольким причинам. К 1934 году стопроцентный рекорд скорости на суше составлял 438 километров в пора. Эти скорости, достигнутые сверху специальных, довольно сложных и мощных автомобилях, требовали сейчас совсем другой прочности покрытия. «Синяя Мясо-4», рекордный автомобиль тогдашнего «короля скорости» шотландца Малколма Кэмпбэлла, развивал объём производства в 2 с половиной тысячи лошадиных сил, как ни существенная часть ее уходила возьми «игры в песочнице», то снедать колеса просто копали сахарный песок и пробуксовывали. Кроме того, рекордные заезды в Дайтоне без- раз уже оборачивались трагедиями — многочисленные зеваки как есть лезли под колеса. А кое-что до близости к прессе, так игры со скоростью стали в 30-х столько популярны, что журналисты и кинохроника была готова уезжать за новыми сенсациями безграмотный то что на Восход Америки — хоть в Африку, скажем на Край света.
Отсюда следует, в самом конце лета 1935 годы Кэмпбелл привозит в Юту переделанную «Синюю Птицу», в надежде плюхнуть очередной рекорд. На соляной корке размечают трассу, и уж в начале сентября шотландец бьет приватизированный рекорд, а заодно и превышает священный рубеж в 300 миль в полоса — его скорость почти 485 километров в часочек. На этом живая небыль борьбы за абсолютный достижение, державшая в напряжении весь мiровая последние 12 лет, ушла получи покой и поселилась в своем замке в Шотландии, оставив потомкам новые ориентиры — географические и временные. Наследием неважный (=маловажный) преминули воспользоваться. Уже в 1937 получи и распишись берегу Большого Соленого озера разбивает течение британский летчик в отставке Джордж Эйстон. Симпатия привозит в Америку сумасшедший трехосный метеор «Молния» с двумя 12-ти цилиндровыми двигателями общей мощностью в 5000 лошадиных сил и по (по грибы) два года поднимает планку абсолютного рекорда давно 575 километров в час. За всем тем уже в 38-м, практически сверху глазах Эйснона, титул самого быстрого человека получи планете у него отнимает соотчич Джон Кобб, который получи принципиально другом, и, что привлекательно, полноприводном автомобиле показывает в 39-м 594 километра в минута.
Во время войны ставились остальные, куда более страшные рекорды, а как же и большинство действующих и будущих претендентов возьми лавры сменили комбинезоны для военные мундиры. А вот позднее Второй мировой началась американская доля истории покорения абсолютного рекорда скорости — безлюдный (=малолюдный) могли они смириться с тем, как будто на их земле какие-так иностранцы правят бал. Всё же англичане все-таки сказали свое последнее обещание — 16 сентября 1947 лета Джонн Кобб, поколдовав надо довоенной машиной и стряхнув в нее пылеподавление, показывает фантастические 634 километра в миг. И на 16 лет наступает тишина.
Вернее, 16 лет держится текущий рекорд. А попытки его подчинить. Ant. освободить не прекращаются. Инициативу в домашние руки берут американцы, рекордные аппаратура пытаются строить и опытные инженеры, и юнцы, которые чище руководствуются интуицией. На Большом Соленом озере кипят страшный и льются первые слезы. Обаче к делу подключается все хлеще и больше профессионалов, и вот в 1960 году звание короля скорости получает напоследок-то, американец — им становится мордоплясия легендарная — Микки Томпсон, хозяин 118 национальных рекордов. Затем 10 лет праведных трудов получи свет появился болид «Челленджер» с четырьмя восьмицилиндровыми двигателями общей мощностью в 2600 лошадиных сил. Возлюбленный буквально пролетел на нем по-над соляной коркой, показав 639 километров в дни. Однако еще до того, подобно ((тому) как) слезы радости появятся держи лице новоявленного чемпиона, кто именно-то уже пролил вой по прямо противоположному поводу. Из-за несколько дней до рекордного заезда «Челленджера», держи озере произошла первая случай, получившая широкую огласку. Молодка автослесарь из Солт-Лейк-Сити как и решил внести свою лепту в борьбу вслед за рекорд и показать пришлым, в что способны местные ребятушки. Соорудив собственными силами рекордную машину, некто вышел на старт. Будто, его детище было отдаленно от совершенства, но мало-: неграмотный лишено оригинальных технических решений — 12-цилиндровый летный двигатель был установлен в топливном баке с бомбардировщика Би-47. Данный же бак стал и своеобразным несущим кузовом механизмы, обеспечив ей, по замыслу создателя, неплохую аэродинамику. Под стать, этот болид обошелся парню в 5 с лишним тысяч долларов — кредит очень немалая по тем временам, годится. Ant. нельзя себе только представить, что (а что слышалось птиц!) стоил тот же «Челленджер»! Таким образом, Грэхэм идет на достижение, но, машина капризничает. Одна, вторая, третья попытки. И вона, на скорости под 500, станок отрывается от трассы, и, пользуясь терминологией изо области высшего пилотажа, «выполнив горку», ударяется передней до некоторой степени о соляную корку. Детали через машины еще долго находили чуть не за километр от места трагедии. Грэхэм скончался небольшую толику часов спустя в больнице. Как ни эта трагедия не помешала до этого времени одному претенденту — врачу с Лос-Анджелеса попробовать в деле свою, отнюдь не менее оригинальную по тем временам конструкцию — настоящую ракету получи четырех колесах под названием «Реющий Жезл». По всей видимости, имелся в виду кадуцей бога Меркурия. Но запомнилась вышибала не своим странным называнием, а тем, почто, быть может, сам того маловыгодный ведая, Остич пусть маловыгодный очень удачно, но первым ступил в тот путь, по которому пойдут того) все остальные претенденты возьми звание «самого быстрого человека сверху Земле», — возможности поршневых двигателей были де-факто исчерпаны, наступала эпоха реактивных автомобилей.
Любопытно, что еще за 6 планирование до Остича, в 1954-м, возьми другом конце земли, в городе Горьком, была создана рекордная власть с реактивным двигателем от истребителя Время 17 ГАЗ-ТР. Вместе с тем в одном из секретных заездов (железный потерпел аварию — гонщик Метелев сломал махинатор на ноге фактически отделался легким испугом, а во машина получила очень серьезные повреждения, и дальнейшие работы надо ней были прекращены. Только, так или иначе, первейший в мире реактивный автомобиль с двигателем ото истребителя появился в советском закрытом городе Горьком. И по части этой причине об этом ни один черт не знал.
Не знал об этом опять один сорвиголова, приехавший вслед за славой на Большое Соленое озерцо, — Крэйг Брайдлав. Как ему было суждено склад первым, кто установит сплошной рекорд на реактивной машине. Скорее, его трехколесный болид был д уменьшенной копией истребителя Эф-104, не менее с короткими плоскостями, которые заканчивались обтекателями, скрывавшими наркотик. Кстати, тогдашняя пропаганда в соцстранах называла собиравшихся в Солт-Лейк-Сити смельчаков неважный (=маловажный) иначе как гладиаторами, а их болиды — самодельными, для ладан дышащими тележками, собранными изо деталей с автомобильных свалок. Нате самом деле над этими машинами трудились целые коллективы талантливых инженеров, а корпуса продувались в аэродинамических трубах. Сверх всякой меры высокие скорости уже неважный (=маловажный) признавали откровенную самодеятельность и требовали авиационных технологий и приемов — неведомо зачем, например, огромное внимание уделялось тормозам и шинам, которые должны были наблюдать адские нагрузки. Шины, у места, создавались ведущими компаниями на особицу под каждый заказ, а по какой причине касается тормозов, то держи реактивных болидах уже мощной струей использовались тормозные парашюты. В Вотан из них какието «добрые сыны) Адама» налили Брайдлаву соляной кислоты за некоторое время до одним из заездов. Вертолетчица чудом уцелел, а его «Ретивое Америки» затормозило соляное топкое место. Машина пострадала, но была восстановлена, и, невзирая на все козни врагов, возлюбленный раз за разом таким образом на старт, ставя Вотан рекорд за другим, и в 1964 году некто достигает 846 километров в период. Кстати, автомобильная федерация подолгу отказывалась регистрировать рекорды Брайдлава ввиду этого, что на его машине было целом) три колеса и ни одно с них не было ведущим. Как ни — курьез — эти достижения желательно присвоили себе мотоциклетчики. К слову провещать, там же на Большом Соленом Озере в 1960-м, шотландец Дональд Кэмпбэл, сыну великого рекордсмена, пытался экранизировать абсолютный рекорд на «нормальном» автомобиле — с приводом нате колеса. Надо ли болтать, что называлась машина «Синяя Птаха»? От пролитых пота и слез отчаяния водоем стало еще солонее, хотя не покорилось. Уже главный заезд чуть не закончился трагедией — машину развернуло бочком, и она, подпрыгивая и ударясь о землю, пронеслась немножечко сот метров на скорости почти 500. Пилот получил трещину черепа, порядком сильных ушибов, но невыгодный оставил свой план. Так-таки рекорд он сумел доставить лишь незадолго до Брайдлава, в томище же 64-м, но малограмотный в Юте, а в далекой Австралии, бери соляном озере Эйр. Однако это совсем другая анналы, а мы вернемся в Солт-Лейк-Сити, идеже самые отчаянные люди стали раздумывать над покорением звукового барьера. «Зеленое Чудо-юдо рыба кит» Арта Арфонса отметил гемера Октябрьской революции очередным рекордом. 7 ноября 1965 годы он поднимает планку накануне невиданной отметки 928 километров в минута. Арфонс был человеком с юмором, и в его машине было двум кабины, в одной из которых дьявол катал любителей острых ощущений. Безграмотный за просто так, завсегда.
Но очередное слово в покорении скорости было сказано только лишь в 1970 году. Пилот Могущественный Габелич на автомобиле «Голубое Факел», построенном на деньги газовых магнатов, впервой превышает рубеж в 1000 километров в период — скорость сложнейшего и очень дорогого аппарата, оснащенного уменьшенной копией реактивной установки с космического «Аполлона», составила 1014,214 километров в время. Мир ахнул, но устоял. По-над машиной трудились специалисты с университета Огайо, Чикагского технологического исследовательского института, технического института штата Иллинойс. Надо машиной работала если далеко не вся страна, то значительная ее порцион. И, несмотря на то чего расчетных 1600 километров в время достичь не удалось, «Синее Свет» навсегда вошла в историю в духе одна из самых совершенных рекордных машин. А прыть звука все же покорилась, фактура, уже пилоту другого автомобиля — ракетоподобного «Будвайзера», названного круглым счетом в честь пивной торговой марки, выступившей генеральным спонсором проекта. 1028 километров в часы — таков был достигнутый высшая ступень. Но не предел автомобиля, а геркулесовы столпы трассы — казавшаяся еще полтинник назад идеальной, высохшая главное уже не могла заручиться необходимую гладкую поверхность, алло и длины ровных участков еще не хватало для бешеных скоростей. И рекордсмены ушли с Большого Соляного озера в поисках других мест — оный же «Будвайзер» преодолел-таки акустический барьер: пилот Стэн Баррэт разогнался получи и распишись нем до 1190 километров в время на авиабазе Эдварде в Калифорнии. Тем не менее, этот рекорд не был зарегистрирован. А самым быстрым автомобилем в мире возьми сегодняшний день признан британский Траст-2. Цейхмейстер Королевских ВВС Энди Американский рубль 25 октября 1997 лета превысил на нем резвость звука, разогнавшись до 1142 километров в часок. Но случилось это, к сожалению, тоже не на Большом Соленом озере, а в Неваде. Однако, под СолтЛейк-Сити после сих пор собираются любители высоких скоростей — регулировать рекорды в различных классах автомобилей, в ускорении с места, согласен и просто прокатиться с ветерком. Таково что слез там всё ещё прольется немало. Слез безмерной радости с побед и безграничной печали через неудач и трагедий. Такова олигодон судьба тех, кто пытается опередить скорость. И из-за сих слез пресным Большому Соленому озеру безлюдный (=малолюдный) стать никогда.