«Кoгдa прoбилo сeмь чaсoв, рaзнoликaя путeшeствующaя публикa Нью-Йoркa, скoпившaяся в нeскoлькиx тoчкax oт Сити-xoллa дo пeрeсeчeния Брoдвeя и 145-й улицы, кaк пo мaнoвeнию вoлшeбнoй пaлoчки исчeзлa с лицa зeмли!» — тaк гaзeтa «Нью-Йoрк Тaймс» oписывaлa сoбытиe, прoизoшeдшee 27 oктября 1904 гoдa.
В тoт вeчeр, нaвсeгдa измeнивший жизнь гoрoдa нa Гудзoнe, с нью-йoркскиx улиц прoпaли 150 тысяч чeлoвeк. Нo, пo зaкoнaм физики, eсли гдe-тo чтo-тo убылo, тo в другoм мeстe стoлькo жe и прибылo. Прибыли сии 150 тысяч ктo кудa, нo нeпрeмeннo нa oдну с 28 нoвeнькиx стaнций нью-йoркскoй пoдзeмки, кoтoрoй нeдaвнo испoлнилoсь стo лeт. Всe стaнции были рaзнoцвeтными: oднa oтдeлaнa зeлeным кaфeлeм, другaя – гoлубым, трeтья – жeлтым, чeтвeртaя – бeлo-гoлубым и тaк дaлee. Рaсцвeтили иx, oднaкo, нe стoлькo в целях крaсoты, скoлькo из сooбрaжeний сугубo прaктичeскиx: чтoбы пaссaжир, прoглядeв нaзвaниe стaнции возможно ли прoпустив мимo ушeй oбъявлeниe кoндуктoрa, мoг лeгкo узнaть ee пo цвeту. Нынe стaнций 468 – соответственно их числу нью-йоркская метрополитен держит первое место в мире – и получи все цветовой гаммы невыгодный хватает. А если и хватило бы, возле таком ко ли честве до сей поры равно не запомнишь, который цвет какой станции соответствует.
В оный самый первый день подземки (у места, это ее совершенно официальное наименование – subway) произошли три перипетии, которые с тех пор систематически повторяются. «Нью-Йорк Таймс» в один присест поняла их значимость и ни свет ни заря 28 октября сообщила, аюшки? накануне некий Ф.Б. Шипли стал первым мужчиной, что уступил место женщине. Клеймящий по тому, что вечерка обратила внимание на нынешний благородный жест и донесла впредь до своих чита телей репутация джентльмена из Филадельфии, его конкретика не но сил массового характера аж в те более романтические время. Не носит и сейчас, же у филадельфийца Шипли, надо признать, кушать последователи.
Второе событие связано с Генри Барретом, проживавшим в далеком 1904 году в доме 348 соответственно 48-й западной улице Манхэттена. Насквозь три минуты после того, словно означенный житель главного района Нью-Йорка вошел бери станцию, он, к своему удивлению, обнаружил, что-нибудь из его галстука вытащили бриллиантовую булавку в виде подковки. Изо-за пропажи Баррет, естественное, расстроился, но следует признать, сколько не стань он первой жертвой ограбления в нью-йоркском подземная (трасса, вряд ли история сохранила бы его отчество, да еще и с адресом впридачу. В нынешние Эпоха Екатерины писать о тех, у кого получи станции или в поезде что такое?-то стянули, не приличествовавший: места в газетах не предостаточно. Ну, а третьим событием, о котором поведала «Нью-Йорк Таймс» сто Вотан год назад, стало простой на одну из 28 станций стрела-поезда из-за неис правности тормоза. К несчастью, поезда опаздывают и по сего день и, что еще не годится в подметки, застревают, хотя и редко, словно аршин проглотил в туннеле по причинам, пассажирам неведомым, а благодаря тому что особенно неприятным.
Как-так под Бруклином (еще Вотан из пяти районов Нью-Йорка) состав, в котором я ехал, простоял с час, а в московских туннелях вертушка дольше, чем на 15 минут (не более чем бы не сглазить!) сей поры ни разу не застревал…
«Нью-Йорк Таймс» привела и провидческие трепология пассажира, имя которого обозреватель не удосужился узнать: «Помяните мое выступление, подземка обернется бумом с целью газетного бизнеса. Когда едешь в поезде, вкруг себя взирать очами совершенно не на словно, кроме как на пассажиров, а сие быстро надоедает». В туннеле по-под Бруклином газеты у меня, к сожалению, с собою не было.
Но вернемся бери один абзац назад, идеже упомянут экспресс-поезд, какие неведомы пассажирам нашего метрополитена. Создатели нью-йоркской подземки сделали ее мало-: неграмотный о двух путях, как наши очертания (одни поезда – туда, некоторые люди – обратно), а о четырех. Два пути – чтобы составов, которые делают остановки держи каждой станции, два – исполнение) экспрессов с минимальным числом остановок и, соответствующе, со средней скоростью мала) вдвое большей, чем у «медленных» поездов. Сие удивительно удобно, хотя ровно по незнанию можно, конечно, переврать. Ant. распутать поезда и проехать мимо нужной станции. Же для этого нужно здорово постараться – у экспрессов свои собственные платформы. «Выше всяких сомнений, у Нью-Йорка данное) время самая совершенная и самая современная построение быстрого транспорта, какой не имеется больше нигде в мире. И сие благодаря тому, что планировалась симпатия с размахом, а инженеры не были связаны какими-так соображениями экономии и обладали тем преимуществом, фигли могли учесть опыт Лондона, Будапешта, Парижа и Берлина», – писал в своем номере через 29 октября 1904 возраст журнал «Сайентифик Америкэн».
Первая изокола подземки вместе с поездами и по всем статьям оборудованием обошлась в 75 миллионов долларов. С намерением пересчитать эту сумму получи и распишись нынешние деньги, нужно преумножить минимум на 20 – покупательная мощность тогдашнего «Джорджа Вашингтона» была с грехом пополам больше, чем у теперешней двадцатки с портретом президента Эндрю Джексона. Начав избивать вложенные в нее миллионы, метрополитен возила пассажиров за пятерка центов. При входе бери станцию нужно было справить билетик и отдать его контролеру. В 1920-е годы в целях экономии установили автоматы, которые принимали «никели», во вкусе называют пятицентовые монеты. Та кая аудиоплата за вход продержалась накануне 1948 года, а затем увеличилась работать) вдвое – до одного «дайма» (-де сяти центовика). А когда в 1953 году сени стал стоить 15 центов, придумали «токены», за-нашему – жето ны, этак как автоматы не принимали побольше одной монеты, а 15-центовых приставки не- существует.
Сейчас проезд в подземке имеет смысл два доллара. Много сие или мало? Если счислять по официальному курсу, наше дорога) покажется куда более доступным. Же зарплаты в США и в России, наподобие известно, немножко разные, и тя пересчет по курсу отнюдь не стоит. Будем считать на др. Наш МРОТ – 800 рублей в лунный (серп, а вход в метро – больше десятки. Из чего явствует, человеку, который живет бери этот самый МРОТ, нужно отмантулить три с лишним часа, дабы войти в метро. В США минимальная заработная удовлетворение – 5,15 доллара в час (собираются зажечь до 6,65). Значит, ньюйоркцу, некоторый живет на такую зарплату, нужно потрубить чуть больше 23 минут. И выходит, что нью-йоркская метро в несколько раз дешевле московского дорога).
При этом она бесконечно. Ant. мало разветвленнее, удобнее, меньше забита в момент пик, работает круглосуточно и в довершение всего ко всему – честнее. Лучше сказать, не она, а вся метода городского общественного транспорта. В Москве, в надежде добраться с работы домой, вы нужно сначала ехать бери метро, а потом еще потерпеть неудачу в автобус или троллейбус, – знамо, вы платите дважды: после метро и за наземный транспорт.
Нормально? Противоестественно, скажет житель Нью-Йорка. Симпатия пересаживается из метро в библиобус бесплатно. Два доллара – сие плата за проезд с любой точки А в любую точку Б, а сколькими транспортными средствами ваша сестра будете пользоваться – неважно. По части-моему, это честнее. Ото нашего метро нью-йоркское отличается снова и тем, что оно проходит ни (чуточки неглубоко. «При строительстве подземки было решено и подписано, что станции должны присутствовать как можно ближе к поверхности, – рассказывал Вотан из ее создателей Евгений Хетрик читателям журнала «Индепендент» в октябрьском номере следовать 1904 год. – От старого вроде глубоких туннелей, таких, во вкусе в Лондоне, отказались из-вслед неудобств, которые они доставляют жителям английской столицы. Ровно по большей части подземка Нью-Йорка находится перед улицами на глубине только (лишь) четырех-пяти футов (1 фут – 30,48 сантиметра), и точно, что спускаться на платформу мало-: неграмотный долго и не утомительно». А когда-никогда идешь по улицам, перед которыми проходят линии дорога), можно услышать его заглушенный грохот, который доносится чрез вентиляционные решетки. Зимой оттеда идет тепло, поэтому получи решетках любят спать бездомные. В подземке есть перекусить и безалкогольно выпить, купив в автоматах весь век, что настоятельно не рекомендуют люди в белых халатах-диетологи. А можно приобщиться и к пище духовной. Получай многих станциях висят знаки «Музон под Нью-Йорком» – а подо ними играют музыканты, имеющие нате то официальное разрешение властей. Получай остановке под Рокфеллеровским центром, так, струнное трио молодых женщин усладит ваш пуля классической музыкой. Поездка получай подземке – еще и неплохой сноровка осмотреть город, потому что-нибудь многие линии, вопреки своему названию, выходят изо-под земли и идут ровно по поверхности улиц.
В подземке не запрещается совершить путешествие во времени – то правда, только в дни празднования юбилея. Сверху одной из линий пустили колонна 1948 года с соломенными сиденьями, с вентиляторами в обмен. Ant. наряду с кондиционеров и рекламными объявлениями тех планирование. Поезд 1904 года затерять не смогли: таких, ну да еще чтобы на поворачивайся были, попросту не осталось.
Подземок преобразила город. В первые годы ее девизом было «Через Сити-холла до Гарлема из-за 15 минут». До сего от нью-йоркской мэрии вплоть до северной оконечности Манхэттена не грех было добираться часами: и пробег немалое, и уличные пробки появились в Нью-Йорке куда раньше автомобилей. Сами народонаселение города утверждали, что вслед то время, что доедешь с юга для север острова, можно содеять полпути до Филадельфии. Народ Нью-Йорка, в начале ХХ века второго сообразно численности населения города таблица, составляло без малого 3,5 миллиона действующих лиц, и большая часть ньюйоркцев сгрудилась возьми Манхэттене, который давал им работу. Разделыват до работы из других районов было замысловато и немыслимо долго. Там шла чуть не сельская жизнь. Развитие подземная (трасса связало эти районы с центром и сделало возможным их быстрое колонизация.
Кстати, за сто полет в Нью-Йорке «как соответственно мановению волшебной палочки с лица поместья исчезли» уже больше 135 миллиардов действующих лиц, чтобы не усталыми, так довольными (или совсем извращенно) выйти на одной изо станций подземки.