Мoжeт присутствовать чтo-тo oбщee мeжду Днeпрoгэсoм и гидрoэлeктрoстaнциeй Гувeрa в Нeвaдe? Рaзвe чтo турбины дa гeнeрaтoры. A eсли кoпнуть глубжe? И правда eсть — aмeрикaнский инжeнeр Си Джи Тoмсoн. Oн стрoил Днeпрoгэс и дaжe нaгрaждeн oрдeнoм Трудoвoгo Крaснoгo знaмeни.
В истoрии пoрoй прoисxoдят стрaнныe вeщи — oнa xрaнит угоду кому) пoтoмкoв кaк бы oбoбщeнныe имeнa сoздaтeлeй чудeс тexничeскoгo прoгрeссa — кoмпaний врoдe «Джeнeрaл элeктрик», нo нe кoнкрeтныx людeй, тaлaнт кoтoрыx пoзвoлил рeaлизoвaть тoт либо — либо инoй смeлый прoeкт.
Кoнкрeтный тoму примeр — гидрoэлeктрoстaнция, нoсящaя титул aмeрикaнскoгo прeзидeнтa Гувeрa и пoстрoeннaя нa рeкe Кoлoрaдo в узкoм кaньoнe нa грaницe штaтoв Нeвaдa и Аризона. В свое дата — в середине 30-х годов прошлого века — сие сооружение являло собой мечта инженерного и строительного искусства. Впечатляет оно и незамедлительно, продолжая снабжать электроэнергией окрестные штаты, а заодно привлекая толпы туристов. Же не ради простого любопытства, ради поглазеть на бетонную громаду, — видел такую нате Волге и Енисее — отправился я в участок ГЭС.
Дело в том, какими судьбами об одном из тех людей, кто такой создавал это чудо техники, сохранились мемуары в нашей литературе. В 1935 году, подчас строительство плотины было только что не завершено и шел монтаж генераторов, семо наведались журналисты Илья Ильф и Геня Петров. В своей знаменитой «Одноэтажной Америке» — книге, пропорционально, в этом году исполнится 60 полет — они с восхищением описывали стройку и людей, работавших получи ней.
Особенно их поразила перве с инженером компании «Дженерал голубой», который, как они узнали, работал и получай строительстве Днепрогэса и даже был награжден орденом Трудового Красного знамени. Инженеру Томсону журналисты посвятили почитай (что) целую главу, но ни разу отнюдь не упомянули его имени.
Полет узнать побольше об этом человеке в наши пора, увы, особого успеха мало-: неграмотный имелj. Ни один изо экскурсоводов на ГЭС и в ее нескольких музеях слыхом далеко не слыхивал о человеке, отвечавшем из-за монтаж турбин и генераторов. Его отчество, хотя он явно мало-: неграмотный был рядовым «винтиком» огромного строительного механизма, скрылось вслед обобщенным понятием «Дженерал синий», компании, которая отвечала вслед за поставки и монтаж оборудования. Конструктор Томсон грамотно и честно выполнял близкие обязанности, как и подобает сотруднику огромной компании. И, словно можно было понять изо высказываний собеседников, ничего героического неважный (=маловажный) совершил — он упрощенно работал.
Попытался помочь моему журналистскому расследованию и Деннис Макбрайд — опекун музея города Боулдер-Сити, расположенного плечо в плечо с плотиной. Он рассказал ми, что речь идет о Си Джи Томпсоне, уроженце Южной Африки. Возлюбленный долгое время работал в «Дженерал электротехник», устанавливал турбины с ее фирменным клеймом в самых разных странах — был в Советском Союзе, Бразилии, Боливии и Чили. Же, к сожалению, Макбрайд, как ни старался, мало-: неграмотный смог припомнить имени инженера Томсона, которое скрывается из-за инициалами Си и Джи.
В чем дело? же касается людей, отдавших приманка жизни возведению ГЭС, так особо опасной была творение скалолазов. Всего за срок стройки погибло 96 млекопит, и их имена увековечены сверху мемориальной бронзовой доске, закрепленной нате скале около входа получай плотину.
Поиски сведений об инженере Томсоне неожиданным образом преподнесли неожиданность — оказалось, судьба пока одного человека, имевшего непосредственное сопричастие к гидроэлектростанции Гувера, или Гувер-Дам, переплелась с судьбой Союз Советских Социалистических Республик.
Идея возведения плотины принадлежала руководителю Службы мелиорации США Артуру Пауэллу Дэвису — дьявол работал над этим проектом почитай (что) двадцать лет. Но в 1923 году, эпизодически идея уже начала получать реальные очертания, был вынужден распрощаться свой пост при безвыгодный очень понятных обстоятельствах. Расхоложенный, он уезжает в Калифорнию, идеже помогает в строительстве местных акведуков, а потому отправляется в Советский Союз. В дальнейшем, как утверждал в 1933 году стейтцовый журнал «Форчун», Дэвис работал консультантом советского правительства согласно вопросам ирригации в Туркестане. И и старый и малый-таки Дэвису посчастливилось вернуться к работе надо Гувер-Дам. Ему предложили останавливаться инженером-консультантом на строительстве плотины. К сожалению, сотворилось это буквально за месяцочек до его смерти в 1933 году.
О Гувер-Дам написано несть, и все справочники и путеводители развернуто перечисляют сведения о высоте плотины, мощности турбин и генераторов, прочую статистику. Между тем без преувеличения скажу, сухие цифры, какими бы впечатляющими они ни были, отнюдь не дают полного представления об этом сооружении. Благодаря чего не случайно более семи миллионов туристов из года в год приезжают сюда.
Плотина являет внешне фантастическое зрелище — возлюбленная перегораживает очень узкий — шириной общей сложности около 400 метров — и основательный каньон, по которому п бурным потоком неслись воды реки Колорадо. Числом одну сторону изгибающейся дугой плотины, идеже-то далеко внизу, куда ни на есть людям, боящимся высоты, воззриться не рекомендуется, теперь мирным путем. Ant. агресс струится укрощенная река. За другую же — раскинулось крупнейшее в Северной Америке рукотворное озерко Мид-Лейк, давно ставшее центром притяжения любителей водных видов спорта.
По не зависящим обстоятельствам возникает вопрос, как но удалось в 30-е годы присутствие тогдашнем уровне техники смирить капризную и сильную реку, с завидной регулярностью затоплявшую обширные территории соседних штатов. Для словах ответ звучит прямо-таки: сквозь скалы пробили цифра обводных туннеля, по которым и пошла нарзан, а на месте осушенного русла была возведена дамба.
Никто не может воистину сказать, сколько человек работало держи стройке. Как пояснил Вотан из сотрудников комплекса Гувер-Дам, в тетка времена еще не существовало номеров социального страхования, схожих с нашими ИНН, того отследить кто и когда нанимался для работу, довольно сложно. Многие с уволенных возвращались буквально путем несколько дней и нанимались почти другим именем. По одним данным, бери стройке работали 8 тысяч венец творения, по другим — раньше 21 тысячи. Найти работу в США в в таком случае время — период великой экономической депрессии было очень сложно. Поэтому в Неваду хлынул короб людей.
Места здесь и без дальних разговоров не очень густозаселенные. А в ведь время ближайшим населенным пунктом был Лас-Вегас, этак в 50 километрах к северо-востоку через стройки. Историки утверждают, аюшки? вопреки сложившему мнению нисколько не игорный бизнес, а не что иное стройка Гувер-Дам дала пендаль интенсивному росту города. По прошествии времени рядом со стройкой возник столица Боулдер-Сити, где в несходство от Лас-Вегаса царили жесткая учение и порядок.
Работа на стройке была беспримерно тяжелой, прежде всего с-за климатических условий. Юго-дело тонкое Невады считается одним с самых жарких и сухих мест в Америке. Летние температуры достигают в этом месте 50 градусов. Но, невзирая на то, что страда была тяжелой и опасной, желающих было как минимум отбавляй. Тем более как оплачивалась работа по тем временам будь здоров хорошо. Хотя по нынешним меркам 50 центов в полоса кажутся смехотворной суммой.