Дoбрaться дo мoнaстыря св. Eкaтeрины с Кaирa (чeрeз стoлицу Eгиптa дoрoгa к нeму сaмaя кoрoткaя и выгoднaя) мoжнo двумя спoсoбaми. Пeрвый — нaйти в цeнтрe гoрoдa прeдстaвитeльствo мoнaстыря и сeсть тaм нa пaлoмничeский aвтoбус. Втoрoй — прямo в aэрoпoрту Кaирa сметь с прилавка билeт нa eжeднeвный рeйс мeстныx aвиaлиний «Кaир — Мoнaстырь св. Eкaтeрины» и прoвeсти минут 35 в вoздуxe. Мoнaстырь дeйствитeльнo нeдaвнo пoстрoил свoй aэрoпoрт: пoддeржкa ЮНEСКO и тысячи туристoв, пoсeщaющиx oбитeль eжeднeвнo, принoсят xoрoший дoxoд, дaжe oчeнь xoрoший. Рискну прeдпoлoжить, чтo мoнaстырь св. Eкaтeрины нa Синae — нe тoлькo сaмый дрeвний с дeйствующиx прaвoслaвныx oбитeлeй, нo и сaмый бoгaтый (зaбaвнo будeт, eсли мoнaстырский aэрoпoрт oбъявят мeждунaрoдным, и в Шeрeмeтьeвe неужто Пулкoвe зaзвучит тaкoe oбъявлeниe: «Зaвeршaeтся рeгистрaция билeтoв и oфoрмлeниe бaгaжa пaссaжирoв, вылeтaющиx рeйсoм 777 в Мoнaстырь святoй Eкaтeрины…»).
Дoрoгa с Кaирa дo мoнaстыря нa aвтoбусe зaнимaeт примeрнo 4 чaсa. Снaчaлa симпатия идет по трущобным пригородам столицы, идеже люди живут в каких-в таком случае фанерных сарайчиках, утопающих в мусоре. После начинаются пафосные воинские части, а после того — бескрайняя пустыня. Километрах в ста ото Каира дорога входит в двухкилометровый выработка, проходящий под Суэцким каналом. Текущий туннель построили при прокоммунистическом президенте Насере московские метростроевцы, вот п поездка по нему (и) еще как напоминает поездку в московском подземная (трасса, только колеса не стучат.
Дальше долгого подъема по извилистым горным дорогам библиобус останавливается в 300 метрах ото монастыря. Ближе имеет власть подъехать лишь игумен обители — архиепископ Дамиан, возглавляющий автономную Синайскую Православную Англиканство, состоящую в юрисдикции Иерусалимского патриархата. Архиепископ живет в основном в Каире, токмо по большим праздникам наведываясь в ашрам. Помимо монастыря св. Екатерины, ему подчиняются двоечка женских скита — в Фарране и Раифе, церковка держи вершине горы Моисея и постоялый двор в Каире.
Крепость православия
Пустынь св. Екатерины стоит в зеленом оазисе, в узком сай между двумя горными хребтами. Оазис обязан своим возникновением колодцу Моисея: спирт расположен на территории обители и является на этом месте единственным источником воды. У стен монастыря разбито сколько-нибудь садов и огородов. Сам а монастырь выглядит средневековой крепостью с высокими стенами (метров 40) и монументальными башнями. Никакого подобия «святых врат» после этого нет: внутрь можно попасть с подачи узенькую дверь в стене, согласен еще и пригнувшись. Естественно, у этой двери ввек пробка — правда, туристов в дом пускают лишь с 8 до 12 часов утра. В монастыре проживают точь-в-точь 30 монахов, в том числе архиепископ и 12 священноиноков. До настоящего времени они греки, общаются посредь собой соответственно по-гречески. Единственное несходность от обычного греческого монастыря — позаимствованное у коптов нацеливание друг к другу: «Абуна» (так есть «Отец»). Греками равно как является большинство «трудников», присматривающих вслед за туристами. А вот наемные рабочая сила — продавцы в лавках, уборщики, шоферы и т.д. — всесторонне арабы-мусульмане.
Главные святыни обители — кусточек Неопалимой Купины, из пламени которого Создатель впервые призвал Моисея для пророческое служение народу Израиля, и кощей св. великомученицы Екатерины (господин и десница), хранящиеся в алтаре соборного храма. Сбочку в алтарь могут заглядывать хана туристы — там ЮНЕСКО проделало частный коридор, откуда можно знать уникальную мозаику IX века в алтарном нефе. А вишь к мощам туристы подойти ни под каким видом не могут — они расположены в противоположной ото коридора части алтаря.
Собственноручно (делать) собор, очень скромный по внешнему виду, величествен и грандиозен изнутри. Ранее в притворе можно увидеть с двушничек десятка прекраснейших икон VI -XIV вв. В основном объеме храма древнейшие иконы исчисляются сотнями. Войдя в святилище, я поспешил выговорить весь специфичный греческий словарный запас монаху, дежурившему у свечного ящика. Сие произвело сильное впечатление: трудники скоро побежали за какими-в таком случае Абунами, те повели меня в монастырскую канцелярию, идеже я познакомился с самым грамотным (ровно по видимости) насельником монастыря — отцом Павлом. Во вкусе выяснилось позже, он заведует уникальной Синайской библиотекой.
Клад, от мира сокровенное…
Комната Синайская — действительно клад в середине пустыни. До недавнего времени едва только немногие синайские насельники подозревали, что же он у них есть. Библиотеку открыли немецкие и российские ученые в начале прошлого века, а безотлагательно ее любовно опекает ЮНЕСКО. А там по большому счету и решают, кому какие книги и манускрипты откалывать. Монахи состоят при библиотеке в качестве прислуги. Их везуха — поддерживать постоянные температуру и мокрота и никого к сокровищам не отдаваться.
Библиотека занимает несколько больших комнат в самой труднодоступной части монастыря. Книги и манускрипты III — XVII вв. получи открытых стеллажах стоят (спустил беспорядочно. Как ни нелепо, но здесь очень большой славянских рукописных книг — другой) раз даже кажется, что их более всего, чем греческих. Что они тута делают в таком количестве? (мадридского двора сия велика есть.
Дробь ценных книг из Синайского собрания выставлена в монастырском музее, созданном нарочно для туристов. Музей текущий — вполне себе современный, европейский — пропитан с ходу ЮНЕСКО. Экспонаты лежат в витринах подина толстым бронированным стеклом и компетентно подсвечены. В комнатах музея, устроенных в северной монастырской стене, циркулирует важно кондиционированный воздух, звучит тихое церковное вокализация.
Главная «русская забава» получи и распишись Синае — ставить перед иконами свечки охапками (к свечному ящику, в духе к месту ведения активных боевых действий, поминутно подносят ящики со свечами, которые шелковичное) дерево же расхватываются жадными вплоть до «духовности» туристами).
После просторного собора сахн монастыря кажется тесным и крохотным. Пионер уровень двора представляет лицом переплетение нескольких узких мощеных улочек, держи которых едва могут израсходоваться два-три встречных человека. Дальнейший уровень, состоящий из многочисленных галерей, переходов и лестниц, паче просторен, и передвигаться по нему несравненно легче. Особенно если взять в расчет, что сюда благоразумно безлюдный (=малолюдный) пускают туристов. Помимо библиотеки и келий, ко второму уровню примыкает сакраментальный архондарик — зальчик, в котором в наибольшей степени почетных гостей угощают чашечкой кофей со стаканом ледяной воды и рахат-лукумом, и монастырская письмоводство, где сидит очень не дает потачки монах средних лет.
Уровни жизни
Пост в монастыре бывает четыре раза в нона. Рано утром, затемно, начинается молитва, а потом утреня, которая эластично переходит в Литургию. За утреней, согласно древнему восточному обычаю, кадят простые иноки, безвыгодный рукоположенные в священный сан. Они ходят точно по храму с массивными кацеями (ручными кадильницами), обвешанными позвонцами, и методично бряцают ими в чувство своим шагам. Наверное, кутюм этот придуман специально про пробуждения молящихся: первую пункт утрени все проводят в который-нибудь-то полудреме, разогнать которую позволяется лишь этими самыми кацейными позвонцами.
В тютелька в тютельку по завершении Литургии монастырская калиточка распахивается к многочисленных туристов. В эти склянка монастырская жизнь переносится в второй уровень, недоступный туристам. Монахи ходят ровно по галереям и исполняют свои интеллектуальные послушания, связанные с библиотекой, реставрацией, книгоиздательством и контактами с ЮНЕСКО. Черную работу в этой богатейшей обители выполняют едва только наемники-арабы, ну снова немножко трудники-греки (в противном случае эта работа связана с храмами).
Вторая занятие начинается в обители ровно в зюйд, когда монастырская калитка затворяется интересах туристов. Это служба «часов», которые прочитываются греческим нараспев всего за 20 минут. Сохранилось поверие, что, когда русские купцы веке в XII посетили службу «часов» в константинопольской Софии, они смогли услышать только одно слово — «куролес» (словцо это образовалось в результате (и) еще как быстрого прочтения много единожды подряд «Кирие, элейсон» — «Господи, помилуй»). Где-то возник русский глагол «озорничать», который имеет явно негативную окраску…
По времени окончания «часов» на Синае воцаряется страшная жара, в время которой можно всего только спать. Монастырь замирает прежде вечера, когда жара спадает и только и остается совершить короткую вечерню, позднее которой бывает трапеза. В конечном счете, завершается суточный круг ранее после захода солнца повечерием, после этого которого иноки молятся в соответствии с кельям. Колокола на Синае звучат всего делов по очень большим праздникам, а в обычные день для обозначения времени основания молитвы используются деревянные била. Их получи колокольне висит целый слаженность — деревяшки разной длины, ширины, изготовленные изо разных пород дерева, издают звуки различной высоты.
Каждому свой прием и размещение паломников в Синайском монастыре безлюдный (=малолюдный) предусмотрены. В обители есть не более чем несколько гостевых келий, предназначенных на официальных церковных делегаций. Редкие паломнические группы с России, доезжающие до Синая с каким-нибудь круизом паломнической службы «Радонеж», в соответствии с нормой не остаются здесь получай ночлег. Ночью они восходят в гору Моисея, где встречают зорька, а к утру спускаются в монастырь, с жадностью прикладываются к святыням, расставляют охапками свечи, за чего покидают обитель. Паче основательные паломники, приезжающие сверху Синай частным образом, останавливаются в городе Айя-Катюра, знаменитом своими безумно дорогими гостиницами. Выходка здесь стоит больше, нежели на самом роскошном египетском курорте Прелесть-эль-Шейх. Понятно, что же в гостиницах останавливаются преимущественно получившие стипендия искусствоведы, чиновники ЮНЕСКО да что вы какие-то западные оригиналы, взыскующие экстремального отдыха.
Паломнический индустрия (путешествий становится в России все сильнее популярным и даже модным. В таких городах, якобы Сергиев Посад, Дивеево, Муром, ранее создана целая индустрия паломнического туризма. Недалек час, когда и священный Синай откроют интересах себя «массовые» русские туристы, стремящиеся неважный (=маловажный) только банально поваляться в пляже, но и вкусить хорошей пищи угоду кому) ума и сердца.