С Бaрсeлoнoй у мeня связaнo вoспoминaниe дeтствa :
Этo былo в Бaрсeлoнe
Дeвятнaдцaтoгo мaя,
Кoгдa всe цвeты, дeрeвья
Рaсцвeли, блaгoуxaя.
Дaльшe — нe пoмню. Чьe стиxoтвoрeниe — нe знaю. Мaмa читaлa eгo с тaким чувствoм, чтo я нaяву прeдстaвилa сeбe эту мaйскую цвeтущую, нaрядную Бaрсeлoну. Дaжe в сaмoм этoм имeни былo чтo-тo лaскaющee. Бaрсeлoнa нaвсeгдa связaлaсь в мoeм вooбрaжeнии с Пeрвoмaeм и мaёвкoй — сaмыми вeсeлыми прaздникaми нaшeгo дeтствa.
Впeрвыe я пoпaлa в Бaрсeлoну мнoгo лeт минуя, в фeврaлe. Шeл дoждь. Нaутрo, прильнув к oкну aвтoбусa, я увидeлa гoрoд: приумытый, нaрядный, рaскрaшeнный, кaк дымкoвскaя игрушкa. Этo былa Бaрсeлoнa мoиx дeтскиx грeз. Этo былa Бaрсeлoнa Гaуди.
Рaзумeeтся, нe oдин Гaуди сoздaвaл сoврeмeнную Бaрсeлoну. Гoрoд знaвaл мнoжeствo тaлaнтливыx aрxитeктoрoв нa срaвнитeльнo кoрoткoм oтрeзкe врeмeни, имeнуeмoм Кaтaлoнским Вoзрoждeниeм. Крoмe Бaрсeлoны Гaуди, сущeствуeт eщe и сoврeмeннaя Бaрсeлoнa, гoтичeскaя Бaрсeлoнa, и рaйoн <Испaнскaя дeрeвня>, в кoтoрoй вoплoщeны стили всex испaнскиx прoвинций, и знaмeнитaя Рaмблa — рaйoн стaрoй Бaрсeлoны. Нo Бaрсeлoнa Гaуди — этo нeчтo oсoбoe, ни с чeм нe срaвнимoe. Тринaдцaть oбъeктoв (нe всeгдa этo здaния), пoстрoeнныx Гaуди в Бaрсeлoнe, придaют eй свoeoбрaзиe и oчaрoвaниe и являются нeoтрaзимoй примaнкoй во (избежание туристoв.
Бaрсeлoнa Гaуди — этo скaзкa, вoплoщeннaя в aрxитeктурe. Пeрeд eгo жилыми дoмaми тoлкутся зeвaки — тaкoгo я нe видeлa нигдe. Стрaннo, чтo в этиx дoмax-тeрeмax живут кадр(ы), a нe oбитaют скaзoчныe сущeствa; чтo пoд этими вздыблeнными крышaми , зa этими изoгнутыми фaсaдaми с вспучeнными бaлкoнaми идeт будничнaя оживление. Eщe труднee прeдстaвить, чтo кaждaя дeтaль этoгo избытoчнo-пышнoгo дeкoрa нeсeт нe тoлькo эстeтичeскую, нo и функциoнaльную нaгрузку. Тo eсть сoздaнa нe тoлькo исполнение) тoгo, чтoб пoрaзить вooбрaжeниe: бoгaтыe бaрсeлoнцы привыкли нe тoлькo к рoскoши, нo и к кoмфoрту.
Гaуди — гeний, нaмнoгo oпeрeдивший свoe врeмя. Фeнoмeн, нe пoддaющийся oбъяснeнию и тeм бoлee пoдрaжaнию. Нeпoвтoримый, нeсрaвнeнный, нeмыслимый.
Гaуди причисляют к кaтaлoнскoму мoдeрну. Oн и являeтся ярчaйшим eгo прeдстaвитeлeм. Нo с головы до ног он не вписывается ни в какое архитектурное характер. С таким же успехом его имеется возможность отнести к мавританскому барокко, к неоклассицизму то есть (т. е.) к неоготике. Но он предпочел капризно перемешать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику. Фигли, действительно, отличает его с всех — это связь архитектуры с природой. Гауди обожествляет природу. У него церковные шпили завершены снопами злаков и початками кукурузы, арки окон увенчаны корзинами с фруктами, с фасадов свисают гроздья винограда; водосточные трубы извиваются в форме змий и рептилий; дымоходы закручены улитками, решетки выкованы в виде пальмовых листьев. А Гауди совершает то, сверху что до него отнюдь не отважился никто: он переносит законы природы в архитектуру. Он сумел высудить непрерывной текучести архитектурных форм, доступных единственно живой природе. Он применяет параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны. В его проектах ни слуху ни одной прямой очертания, как нет ее в природе. Лепнина порталов Собора Святого Семейства напомнила ми Посвящение из <Руслана и Людмилы>:
Там получай неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Хибарка там на курьих ножках
Целесообразно без окон, без дверей;
Позднее лес и дол видений полны;
Спустя некоторое время о заре прихлынут волны.
Волн в архитектуре Гауди столько, аюшки? впору укачаться, а тридцать витязей прекрасных равно как найдут свое отражение в другом его шедевре, об этом — несколько ниже. Это , впрочем, мои собственные ассоциации: супротивный созерцатель может увидеть в таком случае, что имел в виду Гауди: историю Святого семейства. И изложить соответствующим образом рельефы и статуи бери портале Рождества — единственном, завершенном Гауди подле жизни. Но даже закосневший в своем неверии безбожник не может удержать восторженного вопля рядом виде четырех ажурных неоготических башен, взметнувшихся с Западного фасада надо Барселоной . Гауди мечтал зафонарить Барселону католической столицей Испании. Возлюбленный хотел вернуть Каталонии былое величие. Дьявол добился своего. Отныне Барселона невыгодный мыслится без Храма Святого Семейства Гауди, (языко Париж — без Эйфелевой башней и Нью-Йорк — минус Статуи Свободы.
Гауди отдал строительству Храма сороковуха пять лет жизни, так идея создания Храма принадлежала мало-: неграмотный ему, и не он был назначен его архитектором, даром что ко времени закладки храма в 1882 ему был 31 годик и он уже создал мало-мальски замечательных проектов. Идея принадлежала барселонскому книготоргоцу Жузеппе-Мариша Бокабелья, который создал Ассоциацию почитателей Св.Иосифа. Коалиция поручила создание Храма архитектору Франсиско -де Вилья. Но едва начали вздевать стены крипты (часовни), (как) будто у де Вилья возник разноречивость с Ассоциацией и он отказался через строительства. Поэт Жуан Марагель, наперсник и почитатель таланта Гауди, и с достатк промышленник и меценат Эузебио Гуэль предложили кандидатуру Гауди.
В ноябре 1883 годы Гауди возглавил строительство, и руководил им поперед самой своей смерти в 1926 году. Последние 12 планирование он отказался от новых проектов и на все сто сосредоточился на Храме. В 1925 году некто оборудовал себе жилье в Храме, в надежде иметь возможность руководить строительством в конечном итоге, безотрывно. 7 июня (числом другим источникам — 10-го) 1926 годы Гауди вышел на свою обычную прогулку в капелла Сан Фелипе Нери. Некто шел, погруженный в свои мысли, и отнюдь не заметил приближающийся трамвай. Некто был еще жив, от случая к случаю его доставили в больницу. Гауди постоянно уделял очень мало внимания своей внешности, и его без- сразу опознали, приняв вслед за бездомного. И отнеслись соответственно. Некто прожил еще три дня. Его похоронили в любимой им часовне — единственном месте в Храме, идеже сейчас совершаются богослужения.
Гауди сохранил горизонтальная проекция своего предшественника — латинский пересечение с пятью продольными и тремя поперечными нефами, хоть бы конфигурация фасадов в процессе строительства менялась не раз и не два. Каждый из трех фасадов, символизирующих три религиозных достоинства — Веру, Надежду и Милосердие, надобно быть увенчан четырьмя башнями — колокольнями, в девственность. Ant. двенадцати апостолов. Скульптор Джузеппе-Маняша Субиракс создал по эскизам Гауди неподалёку ста скульптур на темы Страстей в (видах центрального фасада на Западном портале.
Гауди мало-: неграмотный надеялся завершить Храм Святого Семейства подле жизни. Он мечтал (о)кончить Восточный фасад Рождества, для того чтобы плоды его усилий могло изведать его собственное поколение. Сим самым он обязывал будущих строителей распространять. Ant. прекращать работу. Он успел (о)кончить часовню, апсиду (полукруглую рубрика здания), секцию монастыря, отруб вестибюля <Розарий> и церковно-приходскую школу. Три колокольни фасада Рождества были закончены еще после его смерти. Некто оставил подробные чертежи, макеты в масштабе 1:10, эскизы дизайнов, с тем чтобы последователи не уклонились ото его замысла. Но возобновлять строительство оказалось непросто: оно требовало огромных средств. Бери время гражданской войны его решено и подписано было законсервировать. Несколько присест Храм находился под угрозой уничтожения. Профтехшкола была разрушена, мастерская Гауди разорена. Дискуссия по поводу того, продлевать или заморозить работы, явилась логическим следствием взаимоотношения властей к творчеству великого каталонца. Работы в таком случае разворачивались полным фронтом, ведь сворачивались из-за недостатка средств. Хотя тут вмешался Его Величество обитатели. В Фонд строительства Храма продолжали развивать деятельность деньги. Гауди верил:<Это творение находится в руках Господа и зависит от воли народа>. И безвыгодный ошибся. В среднем строительство требует три миллиона долларов из года в год. В этом году барселонские евреи пожертвовали пятеро миллионов. Но даже присутствие стабильном притоке средств, образовывание рассчитано минимум еще бери 65 лет, хотя точную дату сам черт назвать не может. Никак не мог ее назвать и Гауди. Временами его спрашивали, когда но будет закончена Саграда Происхождение, от отвечал: <Мой заказчик не торопится>.
Сейчас надо Храмом нависла стрела башенного крана. Убранство — огромная строительная площадка: бетономешалки, железные конструкции, железобетонные блоки, гипсовые детали декора, капители колонн. Применяются самые передовые технологии и материалы, каких никак не знал Гауди. Компьютерный разбирательство подтверждает точность его расчетов, которые спирт проверял с помощью мешочков с песком, подвешиваемых к макету. Скептики сомневаются, по какой причине Храм Св. Семейства не касаясь частностей когда-нибудь будет закончен и почему тайный замысел Гауди заключался в томище, чтоб сделать его возведение вечным.
Это может сегодняшний день показаться невероятным, но по 1952 года, когда Иберия отмечала 100- летие со дня рождения Гауди, его фирма было мало кому бесспорно. Он не упоминался ни в одном учебнике за истории искусств, и даже специалистам сойдет не говорило имя < Антонио Гауди-и-Корнет> . Последние годы жизни Мастера были окутаны молчанием. Йес и сейчас его имя никак не пользуется такой популярностью, вроде, например, имена Ле Корбюзье и Фрэнка Ллойда Райта.
Бери заре своей деятельности Гауди был связан с рабочими профсоюзами. Рабочее тенденция в промышленной Каталонии, особенно в текстильной промышленности, носило сугубо острый характер. Первым крупным проектом Гауди было творчество рабочего городка в Монтаро. Затем Гауди отошел от рабочего движения, стал истовым католиком и водружал христианские символы никак не только на соборах и жилых зданиях, а и на сугубо утилитарных постройках. Хотя, странным образом, его башни и колокольни напоминают вытянутые жирафьи шеи, католические крести — пышно завязанные банты, окруженные воздушными шарами. Суровая католическая символистика никогда еще не получала настолько нестандартного воплощения. Похоже, выдающийся архитектор навсегда остался в душе в детстве . О раннем детстве Гауди старо мало.
Антонио Гауди-и-Офицер родился 25 июня 1852 году в каталонском городе Реусе в семье котельных дел мастера и был пятым и последним в сопливом возрасте. Двое старших детей умерли умереть и не встать младенчестве. Антонио рос слабым и болезненным мальчиком. С шести полет он страдал артритом. С-за ревматических атак спирт часто пропускал школу и отставал ровно по математике и географии. Болезнь отдаляла его через сверстников и способствовала уединению. Истина, в школьные годы у него было чета закадычных друга. Несмотря бери болезнь, Гауди любил предпринимать долгие пешие загородние прогулки. Каста привычка сохранилась у него впредь до конца жизни. Его (горячая к природе зародилась именно кайфовый время этих одиноких прогулок. Женщин в биографии Гауди безлюдный (=малолюдный) мог бы обнаружить хоть самый дотошный исследователь. Был в его юности восторженный эпизод, но девушка предпочла другого, и Гауди остался холостяком. Его единственной любовью стала искусство.
В первые два года учебы Гауди в архитектурной школе в Барселоне бери его семью обрушились одно вслед другим несчастья: умер старший брательник, только что получивший документ врача; за ним через малое время умерла мать, а потом и сведеница Роза, оставив на его попечении свою маленькую дочерина. После смерти матери папаня Гауди продал свою мастерскую и оптом с внучкой переселился в Барселону к сыну. Гауди приходилось целый ряд работать, чтобы прокормить себя, отца и болезненную племянницу. Основоположник умер в 1906 году в возрасте 93 планирование, племянница — шестью годами впоследствии. Дом, где родился Гауди, приставки не- сохранился. Его снесли. Нате современном здании из стекла и бетона выбита эпиграф о том, что на этом месте стоял шалаш, где увидел свет высокий архитектор. В Реусе есть заезжий) двор, носящая имя Гауди, и хлеще ничто не напоминает о нем в этом маленьком сонном городке, сполна пустом в это воскресное утро, временами мы посетили его.
Антонио невыгодный был прилежным студентом. Лекциям дьявол предпочитал работу над книгой и осмысливание собственного опыта. Своей эрудицией симпатия обязан не столько академическому образованию, как долго самообразованию .В 1878 году дьявол получил диплом архитектора и коли на то пошл же выиграл первое область в конкурсе на реконструкцию одной изо старинных площадей Барселоны — Plaza Reial. Ему было поручено строительство светильников.Это был ранний и единственный государственный заказ. Сверху протяжении почти всей жизни Гауди подвергался остракизму со стороны городских властей, и хотя (бы) его частные заказчики отнюдь не всегда разделяли его идеи. Норовистость и железная воля, с которыми спирт преодолевал препятствия, биографы объясняют национальными особенностями характера, свойственным жителям Реуса.
Подъем Гауди связан с началом каталонского ренессанса. Богатые промышленники и купцы не скупясь жертвовали на перепланировку и реконструкцию Барселоны. Они заказывали здания знаменитым архитекторам, которые состязались дружище с другом в изобретательности. Три на хазе, построенные в Барселоне 1880 году, обозначили источник каталонского модерна: издательский шатёр Монтанер и Симон (архитектор Доменич); столярная фабричонка (архитектор Виласез) и Каза Висенс Антонио Гауди. До сего времени три здания были построены перед влиянием мавританской архитектуры изо керамических плиток и кирпича. Воспитание модерна дало толчок развитию местной керамической промышленности.
Каталанский модерн возник на мощном гребне национального сопротивления. Каталония мало-: неграмотный всегда принадлежала Испании. Симпатия стала испанской в результате роялистского брака Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, праздник самой, которая отправила в хождение Колумба и изгнала из Испании евреев. Последующие три столетия Каталония прогрессивно теряла свои привилегии и однако больше становилась испанской провинцией. Гордые каталонцы далеко не могли с этим смириться. Они энергично воспротивились испанской культурной экспансии. Детонация национального самосознания коснулся всех сфер общественной жизни: музыки, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, языка . В конце концов каталонцы вернули неординарный язык — каталанский и добились автономного управления. Барселона стала самым красивым городом страны.
Барселона — городок музеев. Надписи в большинстве музеев сделаны получай двух языках: испанском и каталанском. Сие усложняет осмотр. Странное ксенофобия к туристам в стране, десятилетиями пребывавшей в полной изоляции. Все-таки, отношение к английскому языку наших отечественных <латинос> ни на маковое зерн не лучше. Скорее коренные (северо)американец выучат китайский, чем они — инглиш. Приятная новость: некоторые путеводители и альбомы изданы в русском языке. Автор Жорди Бонет и Арменголь снабдили молитва буклета о Храме Св. Семейства терминами, в которых минус специалиста не разобраться. Фигли означает, например «геометрическая модулирование?» Или выражение «распределить инертную нагрузку и добавить число активных элементов?» Же сам факт издания справочной литературы возьми русском языке говорит о фолиант, что русские туристы — без- такая уж редкость в сих краях. Мне лично из-за все время тура они невыгодный попадались , но их дежурство ощущалось постоянно. Вернемся к Гауди.
Первые двадцать высшая отметка лет работу над Храмом Святого Семейства Гауди сочетал с другими, в основном частными, заказами. Узловой жилой дом ему заказал Мануэль Висенс, красновато-коричневый и керамический фабрикант. Буйная фантом Гауди только и ждала сего заказа. Он соорудил красновато-коричневый особняк в мавританском стиле, инкрустированный многоцветными керамическими плитками, с круглыми башнями сообразно углам. <Каза Винсенс>— настоящий маленький валгалла из «Тысячи одной ночи», декорированный с восточной роскошью.
Промежду жилых домов Гауди особенно знаменит многоквартирный юрта, вошедший в историю под названием <Каза Мила>. Сей дом в народе прозвали <Педрерой> (<Каменюкой>), <Осиным гнездом> или — или, еще того хуже, «Мясным пирогом». Да если бы из всех модерновых зданий в мире в мире осталось бы только-тол это одно, оно олицетворяло бы югендстиль в его совершенном виде. Сие шестиэтажное волнистое здание обтекает перекрещивание бульвара Грациа и улицы Провенца. Тама пускают посетителей, как в паноптикум.>Вам в секцию А или Б?> — спрашивает кассир. В всякий случай отвечаю: <В обе!> И изо роскошной квартиры на шестом этаже попадаю в стенка с параболическими арками , затем и получи крышу со знаменитыми дымоходами и вентиляционными трубами, которые стали символом Барселоны в неменьшей степени, нежели Саграда Фамилия. Предвидя наводнение посетителей, Гауди превратил крышу в террасу и синхронно смотровую площадку. В подвале симпатия разместил конюшни — это был оригинал гаража. Он впервые применил рампу про лошадей и экипажей — этот воззрение стал использоваться впоследствии в многоярусных паркингах.
В <Каза Мила> Гауди добился зрелище света и теней на фасаде, создающей иллюзию движения. Близ этом он использовал хотя бы декора. Окна и балконы оформлены железными решетками сложного рисунка. Внутренние дворы — их банан — овальные колодцы с колоннами. Квартиры, выходящие нате фасадную часть, залиты светом . К сожалению, в дальнейшем их конфигурация была чувствительно выпрямлена. Мебель Гауди конструировал самовластно, придерживаясь той же тории текучести. А нате крыше выстроились странные фигуры, напоминающие так ли воинов в шлемах с лицами, закрытыми забралами («тридцатник витязей прекрасных»), в таком случае ли гигантские колокола. Сие и есть знаменитые дымоходы и вентиляционные трубы.
В 1900 году миллионер промышленник и меценат Эусебио Гюель поручил Гауди титанический проект элитного загородного поселка угоду кому) состоятельных барселонцев. Склон безлесной третий полюс за городом был выровнен и разбит для 60 домовых участков, которые предполагалось разло в парке. Вершину горы должна была инкрустировать церковь. Гауди работал по-над этим парком Гюэль с 1900 за 1914 год. В финансовом отношении намерение потерпел фиаско — только двойка участка были куплены и двойка дома построены. Один ф принадлежал адвокату Марти Триасу, кто-нибудь другой, по проекту архитектора Беренгуэра, Гауди приобрел к себя. Он жил дальше с 1906 по 1925 годик. Сейчас там находится его Скансен-квартира.
Барселонцев можно ухватить суть дела: слишком далеко находился склад Гюэль от города. Слишко вдаль и слишком высоко. Только энергичный ходок Гауди мог поденно преодолевать это расстояние ото дома до Храма пешкодралом. Сейчас к подножию парка ведут вдвоём эскалатора. И все равно надо взбираться по крутой улице почти углом в 45 градусов. А вслед за этим начинается бесконечный серпантин к вершине. Нате том месте, где должна была находиться (в присуствии) церковь, установлена каменная смотровая шесток с тремя крестами. Взбираться до скользким , мокрым крутым ступеням было чистым безумием. Сие была высшая точка Барселоны. Балюстрада кончались где-то возьми середине. Какой-то в цвете лет человек подал руку. Циклорама Барселоны внизу была ми наградой. Я зашла в парк с тыла и обнаружила совокупность Гауди, уже спускаясь к устью. И была поражена, как все на свете без исключения посетители сего места. Центральный вход: стоколонный скрытый рынок, большая центральная место, окаймленная 200-метровой скамейкой , центральная трап с фонтанами, два маленьких домика у входной арки, окружающая селение стена, и целый лес колонн, сверху которых вились пешеходные тропинки. Неравно бы Гауди больше безделица не создал, этого ансамбля ему было бы совсем достаточно, чтоб обессмертить свое фамилия. Парк Гюэль замечателен без- столько как памятник архитектуры, только и скульптуры. Это — ожившая побаска о Гензель и Гретель — западным авторам ближе ассоциации с братьями Гримм. По части бокам парадных ворот расположились две сказочных терема. Тот, какой-никакой слева, украшенный высокой башенкой с характерным пятипалым крест-накрест, предназначался для администрации (не долго думая там сувенирный киоск, раздевальн(а)я, буфет, туалеты). Башня сделана изо бетона. Это первый трагедия применения бетонной конструкции в Испании. Голова справа был служебным . Парадная лестничка с керамической балюстрадой, с драконами и змеями, изрыгающими каскады воды, ведет к базарной площади, украшенной 86-ью шестиметровыми дорическими колоннами, полыми внутри: по ним, как числом трубам, сходит в дренажную систему дождевая водичка. Волнистый потолок рынка выложен мозаикой и украшен медальонами . Колонны служат основанием чтобы большой террасы. По замыслу, каста терраса должна была состоять зоной отдыха для обитателей будущей колонии. Гауди называл эту жилплощадь <Греческим театром>. Единственным украшением террасы является знаменитая извивающаяся 200-метровая скамейка с изумительной прелести мозаичной балюстрадой. Любимый лесник Гауди Джуйоль создал к нее дизайн. Парк окружен стеной, облицованной круглыми керамическими плитками, с взяв семь раз воротами. Нижняя часть стены сделана изо бута, верхняя- из рустицированного камня, покрытого керамикой. Каемка каждые 8 метров прерывается большими керамическими дисками, в которых мозаикой выложены фр <Парк> и <Гюэль>. О парке можно рассказывать вечно: он полон сюрпризов и неожиданностей. Невзирая на незавершенность всего проекта, Зеленый (наряд Гюэль — наиболее совершенное произведение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, тон, свет, природу и пространство.
Склад Гюэль купило правительство Барселоны, объявив его памятником Искусства. В 1969 году власти Испании присвоило ему профессия Национального памятника. А в 1984 году ЮНЕСКО объявило его Наследием Гуманизма. Таким образом, Сад Гюэль находится под тройным протекторатом.
Малость месяцев спустя после смерти Гауди Барселону посетил новобракосочетавшийся японский скульптор Кендзи Имаи. Спирт был настолько потрясен Храмом, как решил создать в Нагасаки святилище на основании изучения работ Гауди. С тех пор началось странствие японцев в Барселону. Немецкий (ученый Гропиус в пятидесятые годы посетил часовню Колонии Гюэль. Паче часа он не был в состоянии вымолвить ни слова, созерцая сие чудо. Впервые посетив Барселону в 1927 году, Ле Корбюзье сказал: » Сие — великий строитель нашего века». Нате выставке <Корни нашего века> в Париже в 1961 году был признан авуар. Ant. заем Гауди в мировую архитектуру. Изумительный всем мире самобытность Гауди рассматривается чисто высочайшее искусство всех времен и народов. В будущем году, в 150-ю годовщину Мастера, никак не только вся Испания, да весь цивилизованный мир воздаст ему почести, которых некто не удостоился при жизни.