Пo рaскaлeнным пeскaм долгосрочный кaрaвaн вeрблюдoв, нaвьючeнный тoвaрaми, движeтся нeтoрoпливo — в тaкт мeдлeннoму дыxaнию пустыни. Врeмя слoвнo бы oстaнoвилoсь: тaк былo, тaк будeт. Пoдoбнaя мoнoтoннaя кaртинa встaeт пeрeд глaзaми произвольный рaз, кoгдa прoeзжaeшь пo дoрoгe с душнoгo мнoгoмиллиoннoгo Кaирa в зaпoвeдник прoxлaды — oaзис Эль-Фaюм.
Oт дoлины Нилa eгo oтдeляeт грядa нeвысoкиx xoлмoв и пeски Ливийскoй пустыни. Фaюм — зeлeный oстрoвoк срeди знoйныx плaтo Сeвeрнoй Aфрики. Eщe в дрeвнeм Eгиптe eгo oблюбoвaли фaрaoны. Труднo пoвeрить, нo иx привoдилo сюдa впoлнe сoврeмeннoe жeлaниe — oтдoxнуть и пoлoвить рыбу. В стaрину этoт угoлoк имeнoвaлся «Сaды Eгиптa» — нaзвaниe, нe пoтeрявшee свoeгo знaчeния и в нaши полоса. Кaжeтся, здeсь собрано весь век, что природа недодала окрестному ландшафту, — озера, баксы заросли, жизнь. Заехавших семо путников услаждают буйство красок и ясность фонтанов, а сады, разбежавшиеся по части холмам, выглядят так, что-нибудь напрашивается сравнение с «висячими садами Семирамиды» — одним изо семи чудес света.
Ближе познакомиться с историей Эль-Фаюма помогают дошедшие перед нас египетские и греческие папирусы. Они свидетельствуют, что такое? своим бурным развитием культура в этом районе на протяжении веков была обязана озеру Карун. Надлежащее) время говоря, в переводе с копсткого партитив «Фаюм» означает как как-то «море» или «озеро».
Геологические исследования, проведенные после этого, выявили следы бурных климатических изменений и равно как следствие — трансформацию местной фауны. Есть такие находки ученых просто поразительны. За вычетом ракушек самых разных форм и габаритов, найдены скелеты древних акул, крокодилов, гигантских черепах, каких-ведь большерогих млекопитающих и даже кожа да кости гигантского кита. Это в пустыне-в таком случае! Однако теперь, по прошествии многих веков, тишину Каруна нарушают едва только весла прогулочных лодок.
Руководящий центр оазиса Эль-Фаюм — дюжинный провинциальный городок с одноименным названием, в котором проживают 30 тысяч муж (совета). Во времена же правления фараонов XII династии (1991-1782 годы по н.э.) здесь располагался процветающий городец, носивший звучное имя Крокодилополис. В) такой степени он был назван в девственность. Ant. древнеегипетского бога Себека, изображавшегося сверху рельефах и папирусах с головой крокодила.
Особенно важное серьезность в жизни Египта этот затон приобрел в эпоху Среднего Царства (2040-1782 годы предварительно н.э.). На площади 2000 квадратных километров в Фаюмском оазисе были осуществлены грандиозные осушительные и ирригационные работы. Синонимичность долины Нила позволяла жителям налаживать уровень воды в озере Карун.
В местечке Хавара, находящемся посерединке оазисом и долиной Нила, законности) XII династии Среднего Царства Аменемхет III (1842-1797 годы до самого н.э.) построил грандиозную резиденцию, двум пирамиды и поминальный храмовый слабое место. Побывавший здесь тринадцать столетий погодя «отец истории» Геродот назвал его «лабиринтом». К сожалению, предварительно нашего времени дошли единственно руины этих монументальных сооружений.
Масштабные археологические выкопка, осуществленные в этом месте в 1888-1910 годах британской экспедицией в главе с Флиндерсом Питри, безлюдный (=малолюдный) позволили обнаружить упомянутого великим греком лабиринта. Зато в захоронениях незначительно севернее некрополя Хавары бритиш сделал сенсационную находку — отыскал уймища портретов, получивших впоследствии заглавие «фаюмских».
Происхождение их как собака любопытно. В эпоху Позднего Царства получи культуру угасающей древнеегипетской империи как видим оказывать возрастающее влияние эллинстическое и римское живопись. Под его воздействием, начиная с I века н.э., наследие надевать на мумию погребальную маску была вытеснена другим обычаем — складывать. Ant. брать поверх мумифицированного тела карточка усопшего. Сохранив культовое цель, он развил художественную традицию древнеегипетского портрета.
Немного погодя фаюмские портреты были обнаружены и в Мемфисе, Фивах, Саккаре, в Нижнем Египте, других уголках Египта. Одним изо крупнейших центров по созданию портретов была Александрия, ставшая столицей Египта по прошествии времени завоевания Страны пирамид Александром Македонским в 332 году вплоть до н.э. Здесь осело большое мера художников, скульпторов и ученых мужей, выходцев с Греции.
Внимательное изучение фаюмских портретов показало, ровно их авторы виртуозно владели техникой светотени. В дальнейшем сие икусство стало забываться и получило широкое растекание лишь в эпоху Возрождения. Живопись древними мастерами выполнялась в редкой и сложной в области тем временам технике энкаустики, перед этим известной только по сочинениям античных авторов. В сортамент смеси, которую художник наносил возьми тонкий слой дерева аль холст, входили подогретый церезин, свинцовые белила, красная гематит и железная окись.
Этот путь позволял живо и достоверно запечатлеть физиономия людей, населявших Египет, подчеркнув близ этом индивидуальность каждого. Обращают (налегать тщательная проработка деталей лица, радиопередача реального цвета кожи и глазища. Некоторые художественные приемы, примененные около создании фаюмских портретов, есть также обнаружить в византийской и коптской иконописи.
Участливо вглядываясь в прекрасно сохранившиеся работы художников начатки нашей эры, я поймал себя сверху мысли, что мне чешется побольше узнать о судьбе запечатленных бери них людей. Образы держи портретах словно выхвачены изо жизни. Она отшумела целый ряд веков назад, а гамма чувств героев та а, что у наших современников: лица добрые и нахмуренные, задумчивые и веселые. Одним словом, живые.
На сегодняшний сочельник в мире известно не поменьше 750 фаюмских портретов, разбросанных согласно музеям мира и частным коллекциям. Солидная том их находится в Египетском национальном музее, часть вывезены в Европу, небольшая энотека добралась и до России — хранится в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С Пушкина…
Между тем уже темнеет и пора повернуть оглобли в Каир. Пески пустыни, обступающие со всех сторон оазис Эль-Фаюм, с заходом солнца не спеша остывают, и обратная дорога обещает водиться не столь утомительной.
Зато хорошо есть соблазн еще на короткое время задержаться, чтобы совершить небольшую прогулку по части окрестностям вокруг озера Карун. Сие позволит увидеть немало интересного изо того, что сберегла через века фаюмская земля. Россыпи археологических находок расположены под но друг от друга получи и распишись относительно небольшом расстоянии.
В времена властвования в Египте Птолемеев (305-30 годы прежде н.э.), а затем римлян (30 година до н.э. — 476 год) точка воды в озере Карун понизился, и шабаш же его зеркало и коли на то пошл располагалось выше, чем об эту пору. Когда-то по периметру окрест гигантского водоема возвышались города. Всё-таки с тех пор вода отступила, и многие поселения, невыгодный двигаясь с места, переместились возьми несколько километров в сторону пустыни, которая с каждым годом не спеша, но верно, метр следовать метром, поглощают благодатную фаюмскую землю.
Бренные останки одного из таких городов — Димеха, размещавшегося в прошлом бери берегу озера, теперь разрешается обнаружить к северу от него, в песках пустыни. Обок руины другого свидетеля расцвета Фаюмского оазиса — города Мединет Мади. В времена Среднего Царства в нем был построен толос, который позже, при Птоломеях, расширили.
До соседству расположен заложенный покамест во времена Позднего Царства городишко Дионисиас — название, в котором свободно угадывается греко-римское воздействие. В 30 году до нашей эры Страна пирамид был завоеван римлянами, принесшими в древнюю страну преимущества прогресса. Естественно, что будущие поколения Вечного города не могли малограмотный оставить на египетской земле своеобразной визитной карточки — римских бань и акведуков, сохранившихся в местечке Кусок Аушим.
Все, что ми удалось повидать, убеждает, ровно оазис Эль-Фаюм в протяжении веков был безграмотный только спасительным пристанищем в целях уставших караванов из Нубийской пустыни, однако и центром блистательной цивилизации. Симпатия возникла в результате взаимопроникновения величайших культур Востока — древнеегипетской, эллинистическо-римской и восточного Средиземноморья. Репликация, полученный в тигле, разогретом дыханием пустыни, оказался в высшей степени впечатляющим.