Нa сaмoм югo-зaпaдe штaтa Кoлoрaдo вoзвышaeтся лeсистoe изрeзaннoe кaньoнaми плaтo Мeсa-Вeрдe. Пeрвыe челядь пoсeлились нa нeм в VI вeкe. Снaчaлa oни жили в зeмлянкax, oxoтились нa oлeнeй и сoбирaли oрexи. Через нeскoлькo стoлeтий oбитaтeли плaтo ужe умeли рaзвoдить кукурузу и стрoить бoльшиe дoмa нa крутыx скaльныx oбрывax. К тoму врeмeни, кoгдa oни сooрудили цeлый кaмeнный гoрoд, в иx крaй пришлa зaсуxa, кoтoрaя длилaсь двaдцaть лeт. Пoсeлeнцaм пришлoсь пoкинуть нaсижeнныe мeстa. Пoслe ниx чeлoвeк нe пoсeщaл «зeлeнoe плaтo» пoчти шeсть вeкoв.
Спрaвкa
Нaциoнaльный пaрк Мeсa-Вeрдe нaxoдится нa югo-зaпaдe штaтa Кoлoрaдo, нa гoрнoм плaтo, вoзвышaющeмся нaд oкружaющeй мeстнoстью нa 600 мeтрoв. Пoпaсть тудa мoжнo тoлькo с сeвeрa пo шoссe, прoлeгaющeму мeжду гoрoдaми Кoртeз и Дурaнгo. Пaрк зaнимaeт плoщaдь 210 км2. В 1978 гoду oн включeн в списoк Всeмирнoгo нaслeдия ЮНEСКO. Плaтo пoкрытo xвoйным лeсoм, в котором преобладают пиния съедобная (Pinus edulis) и арча твердосемянный (Juniperus osteosperma). Растет опять же очень красивый можжевельник Скалистых гор (Juniperus scopulorum) с сине-зеленой хвоей. Типичные кустарники — патриарх русского леса горный (Quercus gambelii) и юкка широколистая (Yucca arizonica). Держи территории парка обитают больше 200 видов птиц, в книга числе золотой орел, ощутительн сыч, полосатый ястреб, неодинаковые виды колибри. Здесь водятся белохвостый грызун, каменная белка, койот, ягуар, ящерицы, неядовитая бычья горгония и тарантулы. Парк охраняет приближенно 600 скальных поселений коренных жителей Северной Америки VI—XIII веков и 3 400 других древних объектов — землянок и руин домов бери плато, речных плотин получай дне каньонов, площадок во (избежание лущения кукурузы и сосновых шишек. В наибольшей степени крупные сооружения: Скальный чертог — 225 помещений, Длинный хата — 150, Дом у елей — 120. Стоянка Меса-Верде весьма популярен середь туристов, ежегодно здесь случается до 700 тысяч посетителей.
В XVIII веке испанцы настырно искали сухопутный торговый колея через североамериканский континент к Тихому океану, в Калифорнию. Изо расположенного в Новой Испании города Санта-Недовольство экспедиции постепенно продвигались всё-таки дальше через пустынные горные районы. В один из дней на монотонном красно-желтом фоне вдобавок издали путники заметили темное подпалина, которое оказалось хвойным лесом нате вершине обширного нагорья, — высокопробный ориентир для караванов. Коли уж на то пошло-то и появилось на картах названьице Меса-Верде, что держи испанском языке означает «зеленое вельд». Постоянные поселения европейцы стали созидать в этом районе Дикого Запада всего-навсего к концу XIX века. И вот, холодным вьюжным средь бела дня 18 декабря 1888 возраст ковбой Ричард Уэзерилл объезжал Меса-Верде в поисках отбившихся ото стада коров, но возмещение них увидел на другом берегу каньона, по прямой на стене обрыва, действительный город с башнями и домами. Чрез пелену снегопада строения казались парящими в воздухе. Получи другой день метель стихла, и Рик вернулся получше разглядеть сие чудо. Он увидел большое каменное библиотека, похожее на древнюю кремль, расположенное в углублении отвесного обрыва. С желтых стен черными прямоугольниками смотрели десятки окон. Позднее Ричард и его братья, сделав лестницы, смогли доехать до этого здания и перетряхнуть его. Они также побывали в соседних каньонах и чрез год обнаружили еще 182 поселения в скалах. Найденные предметы обихода ковбои продавали в музеи и частным коллекционерам. Неслучайно было предположить, что древние города построили предшественники индейцев навахо, населявших к тому времени окружные земли. Поэтому Уэзерилл предложил титуловать жителей скальных поселений Меса-Верде «анасази», кое-что на языке навахо и означает «старики».
В 1893 году вышел решающий научный труд, посвященный этому открытию, — «Скальные жилища Меса-Верде», начерченный шведским исследователем Густавом Норденшельдом, сыном знаменитого полярника. Немного погодя до этих удаленных мест добрались «черные археологи», промышлявшие продажей артефактов. Они сожгли бревенчатую крышу большого здания, проломили дыры в его стенах. В конце 1890-х годов женские организации штата Колорадо развернули кампанию сообразно защите уникальных древностей. В 1906 году затон Меса-Верде стал первым национальным парком, охраняющим исторические объекты доколумбовой Америки, через некоторое время запретили проводить раскопки и переставлять исторические предметы со своих мест.
Впервой люди поселились в районе Меса-Верде рядом 550 года н. э. Они жили для плоской вершине плато в крытых ветвями землянках, занимались подобру и собирательством и умело плели корзины (в честь какого праздника их называют «корзинщиками»). К VIII веку они освоили оседлый вид жизни и сельское хозяйство, научились базировать большие дома со множеством комнат, называемые пуэбло. Раунд с 1100 по 1300 годы прошел слух расцветом цивилизации Меса-Верде. В сие время здесь жило еще примерно пять тысяч народа. Они размещались в пуэбло, встроенных в скальные ниши возьми отвесных обрывах глубоких речных каньонов. Ниши давали защиту с непогоды — летом там было не май месяц, а зимой не так дубарь, как на открытой во всех отношениях ветрам поверхности плато. По мнению деревянным лестницам, нависающим по-над пропастью, индейцы выбирались с домов на плато, к огородам и кукурузным полям, а держи дно каньона, где были устроены пруды, спускались из первых рук по скале с выдолбленными небольшими углублениями в целях ног и рук.
В целом под своей смоковницей-поселки напоминают современные многоквартирные жилища. В Меса-Верде находится колоссальный во всей Северной Америке с таких домов — Скальный замок. В нем — 150 жилых комнат и 75 двориков, помимо того, когда-то следом находилось несколько складов и кив — круглых комнат чтобы религиозных обрядов. У пуэбло не имеется стандартного архитектурного плана. Строители возводили стены, идеже было доступно, заполняя естественные ниши в скальном обрыве. С местного желтого песчаника они делали блоки размером с буханку пища и скрепляли их размоченной в воде глиной. Стены многих комнат оштукатурены и украшены орнаментом.
Домашней работой жильцы занимались в основном на улице — в небольших, огороженных каменной стенкой двориках, примыкавших к комнатам. Прекрасный пол плели корзины и сандалии, пряли, шили узорные одеяла, делали керамическую посуду и расписывали ее черным геометрическим орнаментом. В глиняных кувшинах возьми зиму заготавливали кукурузу, копейка, копченое мясо, ягоды, орехи, жлуди и высушенные цветы, служившие пряностями. А мужской элемент делали из камня и останки различные инструменты — ножи, топоры, шила, скребки. Да н! При довольно высоком уровне строительства анасази оставались в каменном веке — хлеб индустрии им был незнаком. В летнее время огонь они разводили не более для приготовления пищи, а зимою костры горели круглосуточно в всех комнатах. До этих пор покрытые копотью стены и потолки напоминают о холодах, в которых кадр(ы) жили по полгода. Хана ненужное — объедки, обноски, старый хлам — попросту выбрасывали из окон в склоны скал. Постепенно в дне каньона накопился изобильный культурный слой. Из него-в таком случае в основном и собрана богатейшая археологическая сбруя местного музея.
Древних обитателей Меса-Верде кормили их кукурузные полина, огороды с овощами и окружающие сооружение. Крупные семена сосны-пиньона, на одно лицо на кедровые орешки, индейцы запасали на всякий пожарный. Устойчивая к гниению древесина можжевельников шла получай строительство и дрова. Его ягоды были приправой к пище, а изо коры делали подстилки ради младенцев. Возле зарослей похожего в кустарник горного дуба, листья которого в области осени «горят» среди хвойного сооружение яркими красно-желтыми пятнами, индейцы охотились в диких птиц, прилетавших поесть желудями. Из ветвей сего же дуба изготовлялись луки и копья. Охотники били оленей, кроликов, протамин, чьи шкуры и мех шли в зимнюю одежду. Из красивых крупных перьев диких индеек делали чухалка и теплые одеяла.
Одним изо важнейших растений для анасази была юкка — держидерево, похожий на кактус. Изо ее крупных листьев получали прочные волокна ради корзин, веревок, ковриков, сандалий и одежды. Подводные камни служили швейными иголками, а изо цветков варили суп. Фрукты, внешне похожие на огурцы, шли в пищу. Сырыми они в соответствии с вкусу напоминают дыню, а печеными — чертово яблоко. В пюре из плодов юкки клали ягоды, делали лепешки, сушили их и запасали для зиму — получалось что-так вроде печенья с изюмом. Изо корней варили мыло, вроде до сих пор делают индейцы хопи в штате Аризона.
Чего же стало с древними жителями Меса-Верде? Практически 1300 года они начали кидать эти места из-следовать засухи, длившейся более 20 полет, и уходить на юг, идеже было достаточно воды. Через обитателей плато ведут индивидуальный род индейцы хопи в штате Аризона и 19 народностей группы пуэбло в бассейне реки Рио-Гранде, середи которых — таос, акома, зуньи и кое-кто. Как и их предки, которых нынче принято называть древними пуэбло, они селятся получи и распишись плоских горных плато Нью-Мексико в глинобитных домах, составляющих одно крупное мельница. Почти все, как в Меса-Верде и семь, и восемь, и девять веков отворотти-поворотти, только без скальных жилищ, как же среди мусора, по-прежнему летящего ввысь с кромки плато, хорошо заметны товары, типичные уже для нашего времени — холодильники и телевизоры.
А возьми покинутом 700 лет обратно плато Меса-Верде вот-вот вновь оживленно — там корпулентный год открыт национальный роща. Несмотря на удаленность с крупных городов, в нем стремятся поездить сотни тысяч человек. Ежегодное четырнадцат туристов почти в 10 коль скоро превышает общее количество людей, населявших Меса-Верде в процесс семи с половиной веков перед 1300 года. Поэтому, для того чтобы сохранить природу и исторические объекты, ступать в парке разрешено лишь по мнению оборудованным тропам, а посещать крупные жилища — купно с рейнджером. В большинство же скальных поселений проход и вовсе закрыт, ими имеется возможность полюбоваться лишь с обзорных площадок нате противоположном борту каньона.