С пoгoдoй нaм нe пoвeзлo. Веский вeтeр пoдxвaтил мeльчaйшиe пeсчинки, и гоби oкунулaсь в пoлумрaк. Мoнaстырь автор этих строк увидeли, лишь кoгдa пoдъexaли сoвсeм близкo. Eгo мoщныe дeсятимeтрoвыe стeны, скрывaющиe цeлый гoрoд, стaнoвились всe чeтчe и чeтчe. С-зa ниx виднeлись лишь oчeртaния двуx кoлoкoлeн-близнeцoв дa дeсятoк высoкиx пaльм. A дaльшe, слoвнo зaдник нa сцeнe, — пoчти oтвeсный скaлистый чинк.
Мaссивнaя двeрь мoнaстыря былa зaкрытa. Oглядeвшись, автор этих строк oбнaружили вeрeвку oт высoкo пoдвeшeннoгo нa стeнe кoлoкoльчикa. Пoзвoнили. Минут чeрeз пяток скрипнул зaсoв, двeрь мeдлeннo oтвoрилaсь. Бoрoдaтый мoнax в длиннoй чeрнoй рубaxe с кoжaным пoясoм и чeрнoй шaпoчкe с жeлтыми крeстaми вышeл нaружу. Узнaв, чтo наш брат русскиe, oдoбритeльнo зaкивaл гoлoвoй. Тaк нaчaлoсь нaшe знaкoмствo с eпискoпoм Диoскoрoсoм — нaстoятeлeм дрeвнeйшeй xристиaнскoй oбитeли.
ПOДВИГ OТШEЛЬНИКA
Мoнaстырь рaспoлoжeн в Вoстoчнoй пустынe, примeрнo в трexстax килoмeтрax oт Кaирa. Oн нoсит репутация свoeгo oснoвaтeля — святoгo Aнтoния. С дaвниx пoр питание этoгo eгиптянинa вызывaeт вoсxищeниe всex xристиaн. «Aнтoний — вeличaйший пoдвижник, oснoвaтeль пустыннoжитeльствa и oтeц мoнaшeствa», — xaрaктeризуeт этoгo чeлoвeкa прaвoслaвный кaлeндaрь, издaнный Мoскoвскoй пaтриaрxиeй.
Aнтoний рoдился в 251 гoду в Срeднeм Eгиптe, нeпoдaлeку oт гoрoдa Бeни-Су-эйф, в сeмьe сoстoятeльныx xристиaн. Нaдo скaзaть, чтo xристиaнствo пришлo в Eгипeт изо сoсeднeй Пaлeстины дoвoльнo быстрo. Мeстнaя xристиaнскaя oбщинa считaeт свoим oснoвaтeлeм и пeрвым пaтриaрxoм святoгo Мaркa Eвaнгeлистa, aвтoрa oднoй изо чaстeй Нoвoгo зaвeтa. Мaрк жил в Eгиптe в 61-68 гoдax, был убит в Aлeксaндрии язычникaми и тaйнo пoxoрoнeн тaм жe. Мoщи eгo xрaнятся в сoбoрe св. Брэнд в Александрии. Не исключено, в чем дело? и Евангелие от Марка было создано возьми египетской земле.
Когда Антонию исполнилось 18 планирование, родители его умерли. И через малое время, повинуясь божественному видению, балбес принял решение, не не более чем круто изменившее его долголетие, но и снискавшее ему по прошествии времени бессмертную славу: он раздал ли) не все свое имение беднякам, оставив не более небольшую часть сестре, и удалился в пустыню.
В такой мере Антоний стал первым христианским отшельником-монахом. Же само пустынножительство появилось в Египте ещё раз до нашей эры.
Прежде всего Антоний жил в пещере в (двух от Бени-Суэйфа, для берегу Нила. Двадцать полет провел в полном одиночестве. Всего только дважды в год отшельнику приносили съестное. Со временем о нем пошла (общественное) мнение, люди стали стекаться к пещере. Коли на то пошл Антоний перебрался на не такой берег реки, подальше ото жилья. Но и здесь с гостей не было отбоя. Нелюдим-анахорет был не один искусным проповедником, но и занимался врачеванием, и племя из ближайших селений шел к нему из-за исцелением духовным и физическим. Отдельные люди из пришельцев решили выдвориться рядом с ним. Антоний безграмотный возражал. Так к началу IV века сложилась первая христианская монашеская септ. В 312 году она переместилась неблизко в пустыню — туда, где и есть расчет поныне монастырь.
Пустыня, в соответствии с определению, непригодное для жизни человека окраина. И все же в ней попадаются малюсенькие островки, идеже можно поселиться. Все битва в воде. Источники в пустыне истасканно бывают либо в глубоких впадинах, и следом возникают оазисы, либо бьют изо-под скалы. Возле двух таких источников и остановились Антоний и его сподвижники. Осколки из них построила себя нехитрые жилища, другие разместились в близлежащих пещерах. Самую просторную пещеру, в стороне ото источников и намного выше их, занял Антоний.
Для того чтоб попасть в пещеру Антония, желательно проделать от монастыря отличный путь. Сначала с километр перестать вдоль скал, а затем подавить по лестнице. Одна ступенька, пятнадцать, сто, двести… лишь 1150 ступеней!
В глубь скалы ведет десятиметровый выработка. Заканчивается он просторной комнатой. Тут. Ant. там почти полвека и прожил «святой отец монашества». После его смерти пещеру превратили в часовню. Чисто и сегодня горят свечи у образа святого старца… Наверно, их зажгли школьники, которых я встретили на лестнице. Стены пещеры усеяны автографами тех, который приходил сюда, иной единовременно за тридевять земель, с тем чтоб поклониться подвигу Антония. Многим надписям безграмотный одна сотня лет. У входа в пещеру — шкалик терраса. Говорят, на ней любил отсиживать отшельник, занимаясь своим обычным делом — плетением корзин изо пальмовых листьев.
Антоний вел суровый, праведный, но здоровый идея жизни. Может, потому и дожил поперед глубочайшей старости. Скончался заводитель первого монастыря 30 января 356 лета на 105-м году жизни. Похоронили его в часовне рядышком от источников. А последователи Антония продолжали и подалее жить там вместе — и живут накануне сих пор.
КОПТЫ — ХРИСТИАНЕ ОСОБЫЕ
Египетская христианская церквушка называется коптской. Слово «копт» происходит ото греческого названия Египта — «Айгюптос» и означает просто-напросто «египтянин».
— Все мы копты, — обронил Диоскорос в начале нашей экскурсии в соответствии с монастырю. — Только одни — христиане, а некоторые — мусульмане.
Замечание, конечно, верное. И повально же со времен арабского завоевания в VII в. короче (говоря) «копт» стало принято клеймить лишь египетских христиан.
Коптская собор выделилась в самостоятельную в 451 году, затем Халкидонского собора. Формально старая вера произошел по чисто теологическим причинам. Делегация Александрийской патриархии настаивала возьми том, что Христос непреложно объединил божественную и человеческую сущности. Большая) часть же, ведомое византийскими священнослужителями, выступило вслед за то, что у Христа сущностей двум — божественная и человеческая.
Египтяне остались рядом своем понимании сущности Христа, известном что монофизитское (единосущное).
После арабского завоевания начался движение исламизации египтян, не завершившийся и доднесь. Копты составляют процентов 7-8 в 60-миллионном населении Египта. Нечего сказать, коптский язык — древнеегипетский — еще два века назад был вытеснен арабским. Да на нем все ещё раз иногда ведутся церковные службы. Как припоминается, на Рождество в соборе св. Штемпель в Каире — гигантском современном сооружении, вмещающем пяток тысяч человек, — данный, 117-й коптский патриарх Александрийский папка Шенуда 3-й зачитывал временами изречения изо Нового завета по-коптски. Священное писание и другие священные книги в соответствии с нормой имеют параллельные тексты — получай коптском и арабском языках.
В отдельных случаях мы с Диоскоросом подошли к старейшей изо семи монастырских церквей, ведь, прежде чем войти в нее, сняли обутка. Точно так же делают и мусульмане близ входе в мечеть. Впрочем, копты снимают вьетнамки лишь в особо почитаемых церквях, только обязательно — в передней части храмов. В обрядах двух религиозных конфессий Египта общо немало схожего. Копты молятся семь один раз в день, мусульмане — пять. Умереть и не встать время поста, а постятся копты большую фрагмент года, они не едят и далеко не пьют с восхода до заката солнца. Бесцельно поступают и мусульмане во продолжительность рамадана — месяца ежегодного поста. И копты, и мусульмане подвергают мальчиков обрезанию. Пай коптов, как и мусульмане, приставки не- ест свинину, хотя не всерьез это и не запрещено. И тетюха, и другие не пьют молодецкое.
С вином у нас произошел любопытный дело. После экскурсии по монастырю Диоскорос привел нас в сувенирную лавку. Разглядывая книги, иконки, крестики, я негаданно наткнулся взглядом на стоявшую в полу сумку, полную бутылок. Вспомнив о посещении монастырей в Ливане, Сирии и Палестине, я решил, словно, как и там, это напитки (алкогольные) — из монастырских кладовых и беспременно очень хорошее. Но Лиоскорос разочаровал меня.
Копты пьют винище только для причащения, — сказал симпатия. — Да и то изготовленное одиноко: не из виноградного сока, а с размоченного изюма. А эти бутылки подарили ми чехи. Хотите — можете схватить.
Я поинтересовался, сколько стоит сидр. Не знаю, — ответил патрик. — Берите — и жертвуйте нате монастырь, сколько считаете возможным.
Пишущий эти строки взяли одну бутылку, пожертвовав после нее несколько больше стоимости местного корень зла. За обедом испробовали. (пре)подношение чехов оказался совсем безграмотный плох.
Египтяне — мусульмане и христиане — представляют собою этнически единый народ, с общей культурой, чьи истоки восходят к истокам египетской цивилизации. Инда декоративно-прикладное искусство двух египетских конфессий отличается в соответствии с большей части лишь религиозной символикой.
В последнюю одна четвертая века коптское монашество обрело по образу бы второе дыхание. Монастыри, а их с хвостиком двух десятков, реконструированы и расширены, чисел монахов в них резко возросло. (до, в начале 70-х годов, давно реконструкции, в одном из самых знаменитых монастырей, носящем название св. Макария — сподвижника св. Антония — и расположенном в Долина-Натрун, было всего семь монахов. Без дальних слов их — более ста.
Учхоз ЕПИСКОПА ДИОСКОРОСА
В монастыре св. Антония я побывал в первый раз почти десять лет вспять. Тогда мы тряслись последние пятнадцать километров дороги, с поворота с шоссе Заафарана — Бени-Суэйф, в области пыльному проселку, а сейчас стоймя до стен монастыря проложен магистралей. Как и в монастыре св. Макария, обширную прилегающую к обители территорию обнесли забором. Нате площадке возле входа построили гостевые корпуса и меркантильный центр. Расширена и территория самого монастыря. В утробе возводятся новые кельи. Раз уж на то пошло монахов было 37, а на днях уже 62. Между прочим, нынешние кельи — сие отдельные квартиры со всеми удобствами, ни в какой степени не хуже городских.
Я спросил Диоскороса. отнюдуже берутся деньги на в такой степени масштабные работы.
— Неплохой приобретение приносит сельскохозяйственная ферма площадью 200 федданов, — ответил спирт. — Расположена ферма обок Бени-Суэйфа, на родине Антония. Добродетель сувенирный киоск и пожертвования.
Средь египетских коптов значительное миллион людей образованных и состоятельных. К примеру, вышедший генеральный секретарь ООН Бутрос Гали — копт. Самая богатая рой в стране — Сувейри, копты с Верхнего Египта. Их собственность превышает три миллиарда долларов. Скажем что пожертвования на монастыри — сие не только мятые фунты и пиастры, чего суют в специальные ящики простые верующие. Часто они исчисляются миллионами.
В самом монастыре лакомиться подсобное хозяйство — верхний и низший сады. Посадили их ещё раз во времена Антония. Землю привозили корзинами нате верблюдах из долины Нила.
Монахом может душа любой копт, завершивший устройство и службу в армии. Для новичков установлен испытывающий срок продолжительностью в четыре месяца. Где бы черных монашеских одежд они носят коричневые рубахи-галабеи. Невыгодный все приживаются в монастырях. Однако те, кто остаются, чаще долее) (того порывают с прежней жизнью во веки веков. Впрочем, любой монах может распрощаться обитель в любое время, не без того вообще-то этот ход единоверцы и не одобрят.
При случае мы зашли босиком в главную и старейшую святилище монастыря св. Антония, Диоскорос включил слабый свет. С закопченых стен смотрели получи и распишись нас лики святых.
— В XV веке служители монастыря восстали, перебили монахов и устроили в церкви кухню, — пояснил бискуп. — Недавно мы начали расчистку фресок. Помогают эксперты с Италии.
Диоскорос показал нам первые расчищенные участки. Фрески сияли яркими красками. Поспешно так будут выглядеть полно настенные росписи, выполненные в середине XIII века. Покуда)) же под слоем копоти лица в фресках с трудом различимы. Написаны они в традиционной коптской манере — плоские, немножечко схематичные, с пренебрежением к деталям, а иногда и с нарушением пропорций. Такое ощущение, будто рассматриваешь рисунки ребенка. Да такова многовековая традиция, сложившаяся безвыгодный без влияния искусства времен фараонов.
Не выделяя частностей-то фрески в коптских церквях — случай довольно редкое. Чаще лишь их беленые стены украшены иконами, а ведь, как в соборе св. Штемпель, и вовсе голые. В монастыре св. Антония икон немножко — всего около ста. Выполнены они в томик же стиле, что и фрески. Самые редкие и старые иконы, а некоторым с них больше тысячи планирование, хранятся в библиотеке. Там, соответственно словам Диоскороса, собрана прекрасная комплект старинных манускриптов и книг. А чтобы попасть в библиотеку, нужно доверенность самого папы Шенуды, о нежели мы не знали.
И на этом месте на стенах церкви, наравне и в пещере Антония, — автографы паломников. Приглядевшись, обнаружил двум надписи по-русски, с дореволюционной орфографией:
«Архимандритъ Порфирiй» и «П. Соловьевъ». Наши соотечественники, из этого следует быть, добирались и до сего удаленного монастыря.
Церковь построена в VII веке для месте часовни, где был похоронен Антоний. Персть его покоится справа через алтаря. В засыпанной песком нише горели зажженные кем-так свечи. Алтарь тройной. Средняя его делянка посвящена св. Антонию, изнаночная — св. Марку, а правая — св. Афанасию, 20-му патриарху Александрийскому, сподвижнику и биографу Антония.
Архиепископ погасил свет, мы вышли получай улицу и обулись. Прямо сверху нас смотрела мощная башенка-форт. Нижний ее империал наглухо замурован. На уровне высокого второго этажа изо соседнего здания в башню перекинут доходчивый деревянный мостик. Подобные сооружения — неотъемлемая клочок каждого старинного коптского монастыря. С первого взгляда стенами их не обносили. Как-нибуд появлялась опасность, монахи прятались в башню, а мостик поднимали с через лебедки. На первом этаже башни нормально размещаются кельи и склады, в некоторых — колодцы, а в других, точно здесь — каменные цистерны, пупок развяжется вода поступает по потайным трубам с источника. В таких башнях разрешено было выдержать многодневную осаду. Получай втором этаже расположены часовни. В некоторых башнях наворачивать и третий этаж, тоже заграбастанный часовнями. Если судить в соответствии с размеру этой башни, построенной в 537 году, вот время правления императора Юстиниана, жители монастыря было тогда невелико.
Диоскорос подвел нас к невысокому зданию в дальней части монастыря: — В дальнейшем у нас хозяйственные постройки, — пояснил спирт, — есть интересные тряпки. Да, такое мало идеже увидишь! Хотя за свою долгую историю храм не раз разоряли, биография в нем вскоре возрождалась, бесцельно что обитель — хранилище безвыгодный только старинной церковной утвари, а и древних предметов быта.
Двум мельницы, установленные под легким навесом, сделаны пока еще в IX веке из пальмового и оливкового дерева. Каждая приводилась в течение осликом. А вот старинный маслоподкачивающий пресс из оливкового дерева — спирт исправно выполнял свои функции кроме на памяти Диоскороса. Я открыл деревянную пробку стоявшего плечо в плечо большого глиняного кувшина. Изо него еще пахло оливковым маслом.
С старого хозблока двинулись после того, к подножию горы. Там расположен выдающийся из двух источников, коим лавра обязан своим рождением. Изо узкого туннеля в скале с журчанием бежит агиасма.
— Сто кубометров в сутки, — пояснил Диоскорос. — Жена идет на хозяйственные нужды, половинка — на полив сада.
— А следующий источник? — спросил я.
— Возлюбленный совсем невелик, — ответил митрополит.
Мы по очереди приникли губами к бочажку прохладной, хрустально чистой воды — как делал рано или поздно-то сам Антоний, (как) будто уже почти семнадцать веков один за другим делают его последователи и почитатели.
Страна монастыря понижается от задней стены почти горой к передней. Так в чем дело? идти под горку ото источника к входу в обитель было куда-нибудь легче, чем подниматься к нему. Миновали прясло верхнего сада. Пыльная ветроворот не утихла, но мощные монастырские стены сдерживали особенно сильные порывы ветра. С башни Диоскорос взял о шую. Мы поднялись по лестнице и через малое время очутились в павильоне в центре стены, неподалёку с дверью. Передняя часть павильона оказалась выдвинутой вовне. Ant. внутрь, а в ней — закрытое деревянным щитом просторное глаз (в сыру) с блоком и перекинутой через него веревкой, заключение которой был привязан к большому вороту.
— Проем в монастырь прорубили сравнительно приставка ново-: новобрачный, — объяснил Диоскорос. — А задолго. Ant. с этого пользовались таким вона «лифтом». К веревке привязывали корзину, в ней поднимали и опускали и людей, и грузы.
Прощались я с Диоскоросом как давние знакомые.
Приезжайте до сего времени, — приглашал епископ, — с ночевкой. Околица у нас сейчас есть, а отведыванье чистая, никакой химии.
Автор пообещали. И наверняка каждый с нас постарается обещание сие выполнить. Ибо мы почувствовали какую-ведь особую притягательную силу сего малюсенького островка жизни посередь пустыни — силу человеческого духа, вдохновленного отнюдь не мирскими страстями, а великой верой, пронесенной насквозь века.