Кoгдa приeзжaeшь в кaкую-нибудь стрaну, нeдурнo знaть, вo чтo вeрят иль нe вeрят ee житeли. В кaкиe цeркви, мoлeльни и кумирни oни xoдят возможно ли нe зaxoдят никoгдa. Этo пoмoжeт, вo-пeрвыx, лучшe пoнять эту стрaну и, вo-втoрыx, нe пoпaсть в дурaцкoe пoлoжeниe. Вeдь рeлигия, xoтя сoврeмeнный долина) (земная и нe пoxoж нa Визaнтию врeмeн Всeлeнскиx Сoбoрoв, oстaeтся oднoй изо глaвнeйшиx, фoкусирующиx рeaльнoстeй. Извeстнo, чтo всe пoпытки вeличaйшиx филoсoфoв дoкaзaть сущeствoвaниe либо нeсущeствoвaниe Бoгa кoнчились ничeм. Сooтвeтствeннo, рaсскaзaть o рeлигиoзнoй жизни в aдeквaтнoй фoрмe нeвoзмoжнo. Я жe, пoмня Пруткoвa, нe буду пытaться oбъять нeoбъятнoe и в высшeй стeпeни скрoмнo пoпрoбую рaсскaзaть o вeрoвaнияx житeлeй нeкoтoрыx стрaн Зaпaднoй Eврoпы. Вeрнee, прикoснуться к иx пoвeрxнoстным слoям.
Ирлaндия
Нaчну с сaмoй зaпaднoй изо ниx, Ирлaндии. Всe знaют, чтo Эйрe зaсeлeнa в oснoвнoм рeтивыми кaтoликaми. Этo oднa изо дрeвнeйшиx xристиaнскиx стрaн: ee крeщeниe прoизoшлo eщe в V вeкe. Мoнaxи-кoпты, тo eсть eгиптянe, приплыли нa oстрoв нa кoжaныx лoдкax, иx прeдвoдитeль Св. Пaтрик пользу кого нaчaлa уничтoжил свoим пoсoxoм всex змeй, пoлзaвшиx пo зeлeнoй ирлaндскoй трaвe (в Ирлaндии нa сaмoм дeлe пoчти нeт змeй), a пoтoм oкрeстил тузeмцeв. Нo блaгoдaтнoe слoвo Eвaнгeлия упaлo в плoдoрoдную пoчву кeльтскoй фaнтaзии, друидичeскиx ритуaлoв и мистицизмa, присущeгo oбитaтeлям этoй зaгaдoчнoй стрaны.
В рeзультaтe католичество в Эйре оказался столь но причудливым, как орнаменты, украшающие древние ирландские церкви, и извилисто-чувственным, что национальный характер ирландцев. Хозяин страны, Св. Патрик и другие местночтимые святые оказались похожими возьми сидов, древних духов, живущих в холмах и растящих серебряные яблоки Авалона; получи и распишись «Банши» — туманных духов владенья; на прочую странную публику с иной действительности.
Ирландцы сильно суеверны, до сих пор практикуют «гейсы» — индивидуальные запреты — как например, какой-нибудь Шимус ОХРейли ни в коем случае безграмотный наступит на трещину получай асфальте: он знает, как это грозит неминуемой бедой. Ирландские прекрасный пол до сих пор отправляются лечиться с бесплодия к первобытным менгирам, вертикальным фаллическим камням с высеченными сверху них, много позже, крестами. Аборты они, все-таки, до недавнего времени ездили производить в Британию. По католическим причинам в Республике Ирландия это мероприятие было запрещено.
Вне того, Ирландия — морская тыл, а матросы и рыбаки всегда и на каждом шагу отличались склонностью к суеверию. Окунанию бери веревке статуи Богородицы в град, бросанию каменных крестов в воду и последующему их оттеда доставанию, катанию священника в полном облачении ниже с холма для остановки дождя (в России батюшек катали, т. е. бревно, по полю пользу кого того, чтобы дождь сделай так).
Но важно, что, придерживаясь языческих пережитков, ирландцы негуст уклоняются в другие религии и конфессии. Аж тот же Шимус О\’Рейли, побывавший в церкви в предшествующий раз лет 10 парение назад и матерно ругающийся возьми засилье религиозных традиций, истечении (года) второй пинты портвейна скажет: «а камо деться, католик я…»
Великобритания
Британия в религиозном смысле страна круглый удивительная. Начнем с того, чисто Англиканская церковь появилась благодаря тому что, что Ватикан не разрешил королю Генриху VIII сочетаться браком в шестой раз (из пяти предыдущих жен двум были казнены). Король, теревшийся до этого верным католиком — настоль, что он даже принял заглавие «Defensor Fidei» — «защитник веры» — обиделся, провозгласил себя главой церкви в Британии и прервал связь со Святым Престолом. Исключая того, он не забыл обократь монастыри и тех из подданных, кто такой не согласился с его инициативой. Стряслось это в 1534 году, в такой степени что англиканство имеет немерено долгую историю.
Эта вероисповедание — нечто среднее между католицизмом и протестантством; англикане сохраняют почет святых и икон, допускают отшельничество и имеют жесткую церковную иерархию. Возле этом «Церковь Англии» дико демократична — как и положено общественной организации в стране с самым старым «народовластителем» — и делится нате две части. «Высокая церковка», близкая к высшему классу общества, до стилистике похожа на католичество. «Низкая капелла», предназначенная для «народа», своими обрядами невыгодный много отличается от протестантских конфессий. Же это — не секты, а просто отбитие классового британского общества, идеже по произношению сразу узнают приставки не- только, из какой части страны ваш брат появились, но и какую школу окончили.
Единаче более интересно, что британский божий помазанник, пересекая границу между Англией и Шотландией (к примеру, не мудрствуя лукаво поехав на каникулы в горношахтный шотландский замок), перестает оказываться главой «Церкви Англии» и становится руководителем «Церкви Шотландии», принадлежащей к пресвитерианскому ответвлению протестантства и богословски враждебной англиканству.
В приканчивание монарх Соединенного Королевства — единственная изо августейших особ Европы, имеющая компетенцию чудотворения. Единовременно в год королева возлагает обрезки на больных золотухой — аллергией — и, что считается, излечивает их. А рядком руин королевского замка в Йорке нужно куст шиповника, растущий ото ветки, принесенной Св. Иосифом Аримафейским в годок Распятия Господня. Сорвал спирт ее с куста, из веток которого был сделан терновый вершина…
Британцы считают, что и терновый зенит — понятие аллегорическое, а в действительности высшая точка был свит из ветвей шиповника). Так, несмотря на такие чудные свычаи и обычаи и легенды, англиканство — это заблаговременно всего общественное явление — «англицкий масса», членство в котором цементирует лагерь. Англичанину (если он далеко не буддист, иудей, мусульманин, еллин, католик или православный) буквальный безразлично, что посторонние думают о его вере. Во (избежание него важно, что крата в год он приходит в божий храм, а потом выпивает стаканчик хереса со священником. И передает сие обыкновение своему внуку.
Пятая республика
Про французов папа Пашута VI, величайший реформатор католицизма, до сего часа в 60-х годах сказал, будто их надо крестить вновь. К религии средний француз относится, точь в точь к галстуку. Вещь не особо функциональная, так нужно быть «comme il faut». Ругаясь, добре в церковь на крещение, брак или панихиду, ворчит потому-то, что узел давит, али оттого, что у соседа регат лучше; вернувшись домой, тонко вешает вещь в шкаф вплоть до следующего случая.
Французы — кадр(ы) рациональные и, поняв, что Варфоломеевская ноченька, введение «Культа Разума» якобинцами и изъятие церковных денег в конце XIX века большого толка мало-: неграмотный дали, решили заниматься сильнее близкими, чем «Врата Господние», делами. Понятно, есть истово верующие католики; трескать (за (в) обе щеки) и католики-фундаменталисты, похожие держи наших крутых православных, склонные к крайнему рационализму, считающие планида-н-ролл дьявольским соблазном, а презервативы — прямым оскорблением Деве Марии и кстати требующие опять петь мессу неважный (=маловажный) на обоюдопонятном французском, а до-латыни. Но их два-три. Зато много тех, кто такой, будучи искренними детьми французского рационализма, тяжесть его нести не могут.
Далеко не все знают, что такие звезды французской культуры, точно капитан Кусто и хореограф Морис Бежар — мусульмане. Водан мой знакомый, природный гугенот из Вандеи, специалист после турецкой суфийской музыке, принял вера, женился на таджичке и обвенчался с ней (безграмотный окрестив ее предварительно — намного батюшка смотрел?) — в Святоалександровском соборе бери рю Дарю в Париже. Сие не редкость, французы, режим от того, что древле называлось «вольтерьянством», ищут истину вдоль-поперек, и не всегда удачно.
Одно изо самых доходных занятий в целях иммигрантов из Магриба, Черной Африки и Эспаньола — морочение головы невротическим аборигенам Шестиугольника быть помощи всяческих «gri-gri», сушеных ящериц, битья в знахарский барабан и тыкания иголок в восковую куклу предполагаемого врага. Играет дело и кельтская подкладка современной французской психики. Да если для ирландцев суеверия и магические привычки в такой степени же естественны, как вечерняя пинта пива, ведь у французов — «я мыслю, отсюда следует, существую» — они учащенно приобретают общественно опасные черты лица. Француз, подумав, легко может встать на путь существовать в качестве члена изуверской секты очевидно «Рыцарей Солнца» или сделать «ритульное убийство».
Франция — первая (ракетка Европы по части историй такого рода. Однако здоровый средний француз, повторяю, относится к какой приглянется метафизике, как к галстуку, старается завязать узелок на память, что приятеля Жозефа без- надо угощать свининой, поэтому что он не так араб, не то отказник, и подумывает, как бы ему записаться в масоны: общество по части блата и соцобеспечения намного удобнее, чем профсоюз.
Третий рейх
Немцы, намучившись от религиозных войн, гегелевской диалектики, «конкордата» — «сердечного согласия» — в среде Ватиканом и нацистами, пришли к умозаключению, ровно вера дело и персональное, и общественное. В Германии сам черт ни в каком случае, если бы вы только не стали ближайшими друзьями, вы не спросит, в какую молельню вас ходите.
Примерно шестьдесят процентов Христя в Германии — протестанты, в основном лютеране, а сороковничек процентов — католики. Первые живут за всей стране, а католики сосредоточены в основном в прирейнских областях и в Баварии. Обе конфессии пользуются равными правами, чисто католические, так и протестантские праздники объявляются выходными на днях.
Самое интересное, что в Германии, светском государстве, существует общегосударственный налог на церковь. Дьявол считается добровольным, но для того чтобы отказаться от его уплаты, неизбежно официально заявить о своем атеизме и нежелании быть за религиозные институции. Редко кто именно это делает: нужна некоторая социальная предприимчивость — пойти против традиций, к которым в Германии относятся безгранично серьезно. И вообще, что скажет соседушка герр Шмид, если узнает, как я поступаю не так, наподобие все?
Вообще же друидизм в Германии имеет очень тихий, домашний характер. Недаром испокон века основой жизни считались «Три К»: «Kinder, Kuche, Kirche» — «Ребёнок), кухня, церковь». Католики, раскованно, чуть более, чем протестанты, склонны к мистицизму, а протестанты предпочитают тутти проверять разумом. Но ординарно религиозная жизнь представляет собой воскресный поход всей семьей в автокефалия и участие во всякого рода благотворительных мероприятиях.
Авзония
Италия — страна, где христианство имеет совершенно органичный, государственный облик. Итальянца не-католика вообразить себе трудно. Даже в противном случае он коммунист, декларативный вольтерьянец, он все равно рядом случае быстро перекрестится, условно припав для одно колено, и прошепчет молитву, впитанную с молоком матери. Италийский католицизм очень многообразен. В нем (у)потреблять и мрачноватые обычаи, и строгости — женщину в шортах разве мини-юбке не пустят в такие «туристические» места, делать за скольких миланский собор или парламент Св. Петра. (В Нотр-Дам мол Пари вы можете завернуть чуть ли не в купальнике). Хотя имеются и шумные, разноцветные полуязыческие шествия и карнавалы, напоминающие о тех временах, в некоторых случаях христианство еще не родилось.
В церкви макаронник чувствует себя как на дому, он может во досуг мессы болтать с соседями, стрелять глазами, в нужный момент вставая получи колени и преклоняя голову. Сейчас пресловутыми стали истории оборона то, как итальянцы, понадеявшись получи и распишись помощь какого-нибудь святого, однако не дождавшись ее в ожидаемом размере, обижаются получи и распишись святого, засовывают его статуэтку в беспроглядный угол, а то могут и посечь. Потом, впрочем, извинятся, и постоянно продолжается по-старому. По-над священником запросто могут смеяться, да и самого блюстителя престола ругать «Papa e porco», но в глубине души клириков уважают и побаиваются. Не считая того, что позволительно итальянцу, неприемлемо для иностранца. Если залетный позволит себе обругать папу тож допустит явное неуважение к церкви, сие будет воспринято плохо.
Нужно учитывать еще и то, который юг и север страны безумно различаются между собой. Пьемент и Ломбардия отличаются с Кампаньи или Сицилии, (языко, скажем, Московская область с Северного Кавказа. При часть, что на юге Италии устои и суеверия куда сильнее, а божий храм на самом деле неотделима ото ежедневной жизни.
Испания
В Испании католичество окрашено в больше суровые, если не изречь мрачные, тона. Испанец ни в коем случае никак не позволит себе панибратства со святыми иль священниками. Религия для него — битва очень серьезное и даже опасное. Веруня переплелась с дохристианскими, часто темными пережитками. В испанском католичестве аспидски сильны мотивы «суеты сует», пессимизма, ожидания конца — и параллельно оно пропитано эротизмом. Не зря тореро всегда очень верующие народ, а их игра сводит вместе смерть, культ мужественности и сексуальности.
Накануне сих пор в глухих деревнях святилище — место знакомства между юношами и девушками, а кружевная черная накидка, какую до первой брачной ночи носят и немедля, напоминает о девственном смирении. Иберия одной из последних в Европе отделила страна от церкви, да и издевательство там была окончательно отменена токмо в середине XIX века.
В 50-е годы нашего века неумышленно обнаружено, что несколько деревень заселены «маранами», так есть крещеными евреями, с XV столетия продолжавшими тишком практиковать иудаизм. Они беспритязательно не верили, что им с хвостиком ничего не угрожает… К лицу, некоторые самые аристократические семьи страны происходят ото «маранов», и возникает вопрос: а отнюдь не является ли маркиз таковой-то, из рода которого вышли сколько-нибудь кардиналов, тоже тайным иудеем?
Старый континент — край, дальше всех шагнувший в постиндустриальный область. При этом религия остается одним с важнейших компонентов общественной жизни. И в Европе, с ее в ажуре налаженными механизмами демократии и невиданным до того времени в истории высоким общим уровнем жизни, продолжаются религиозные войны — в Ирландии, неважный (=маловажный) говоря уж о Югославии. Плодятся самые немыслимые секты. Водан из важнейших мировых центров тибетского буддизма находится в Додони, умереть и не встать Франции, а суфийские братства Кадирийя и Ахмадийя прочно укоренились в Германии.
Бывают и удивительные казусы. Малограмотный так давно во Франции разгорелся тарарам по поводу так называемых «исламских платков». Порядком девочек из арабских семей начали шляться в школу, прикрывшись белыми платочками. Капелла во Франции от государства отделена, сие была государственная школа, а в ней запрещена любая популяризация любой религии. Из-вслед этих платочков началось классифицирование на правительственном уровне. В конце концов было кончено, что они являются пропагандой религии, и девочкам запретили в таком виде вставать в классе. Умные люди задали урок: а почему бы не наложить вето еврейским мальчикам носить кипы, а у христианских детей снять с шеи крестики? В Нидерландах а один католический священник умудрился перевенчать в церкви пару гомосексуалистов, по (по грибы) что и был лишен сана. Я до мозга костей за права сексуальных меньшинств, при всем при том в обряде венчания имеются болтология о продолжении рода…